24 июня 2019 г.

Не таракан

- или как виктимизируют "белое пальто".



Хотелось бы написать о таком социальном явлении, как виктимблейминг. Если коротко, это обвинение жертвы преступления. Утверждение "сама виновата". Точнее - не о самом явлении, а о том, как внутреннюю позицию иерархичности общества принимают за жалобу страдающей и все точки зрения, уравнивающие это общество, принимаются за акт виктимблейминга. Проще говоря, человек чувствует себя выше других, надевает то самое "белое пальто" и, обвиняя нижестоящих, жалуется на то, что он, такой хороший, не получает того, что желает. "Я хороший, а все плохие. Как найти таких, как я?" - говорит он, если коротко. Казалось бы, виктимблеймингом здесь даже не пахнет, но нет, мы, якобы виктимблеймингцы, советуем не делить общество в зависимости от ЛИЧНОЙ позиции и получаем ОСУЖДЕНИЕ. Ведь коль персона надела "белое пальто", не смей его снимать - обвинят еще и в харассменте (еще один страшный зверь).

Я как-то уже писала, что помогаю в одной группе взаимопомощи советами, исходя из собственного опыта (и никогда - умозрительно). То есть если чувствую, что этот вопрос никак не касается моей жизни, то даже рта не открываю. А коль открываю, то не ограничиваюсь двумя предложениями. Это всегда подробное рассуждение. Можно даже сказать, разговор с собой, а не желание в чем-то убедить. Обычно я задаю вопросы, на которые человек, прочитавший мой комментарий, может ответить и тем самым прояснить для себя, чего он действительно хочет и куда двигаться. Теперь вот выяснилось, что личную точку зрения, апеллирующую к гуманности, высказывать нельзя. И нет бы это была феминистическая группа, осуждающая патриархат (там мужчины виновны, а женщины - нет: априори). Это сообщество, где люди, мужчины и женщины (вторые - в большей степени), просят совета. Исключать из сообщества человека, имеющего ресурсы для помощи, нелогично: "У вас, конечно, деньги есть, но они нам, помогающим нуждающимся, не нужны". Обидно только то, что люди, которым мои советы могли бы помочь, не увидят их из-за того, что руководители решили ограничить круг помогающих: "В ваших продуктах был обнаружен таракан, поэтому мы прекращаем наше сотрудничество". И целая партия продуктов - без тараканов (хотя это был не таракан, а жук-пожарник) - стоит на таможне. Я это вижу именно так.

Если люди увидели таракана, то вы не убедите их в том, что это был не таракан. Даже если вы энтомолог. Главное - самому не поверить в существование мифического таракана, погрузившись в чувство вины. Доказывать администраторКам фем-френдли сообщества, что они не разбираются в основных феминистических терминах - это нарваться на очередную порцию мизогинного хейта. И вы не отговорите меня от позиции, что ненависть к женщинам с независимой от превалирующей точкой зрения - это самая настоящая дискриминация. "Если ты феминистка, ты не должна осуждать сестер", - возможно, ответили бы мне те, но что делать, если так называемая "сестра" осуждает других, в том числе и женщин? В том числе и меня? Молча потворствовать ей? Сдувать с ее "белого пальто" пылинки? Опустить голову? Подставить другую щеку?

А теперь к сути. Меня заблокировали еще в одном сообществе. Причина - "виктимблейминг", которого, я считаю, не было. Девушка пожаловалась на то, что современное общество ее не устраивает. Что вокруг одни "озабоченные", а она ищет тех, кто не помешан на сексе. Ищет она, но не находит. Возможно, она асексуалка (всякое бывает), но относиться с таким пренебрежением к тем, кто удовлетворяет потребности своего тела - это вообще как? Если я удовлетворяю эти потребности (сон, еда, секс) и от всего получаю удовольствие, то значит, она называет "озабоченной" и меня? Кому это понравится? Мазохистам?

Естественно, я молчать не стала - открыла редактор и написала небольшое размышление о гуманности, или - о равноправии. Люди - разные, написала в своем комментарии я, одни удовлетворяют, в основном, материальные потребности, другие - нематериальные. Главное - чтобы всем было хорошо (жизнь и без того сложная штука). Осуждение не таких, как ты - это снобизм, продолжила я, который неуместен. Чем отличается осуждение инвалидов от осуждения "озабоченных"? Если человек не похож на тебя (но не совершает противоправных действий), это не значит, что он плохой. Уважай выбор другого. Возможно, он долго к этому шел и сейчас очень рад.

Я посоветовала найти своих людей, задав себе несколько вопросов: где эти люди живут? какое у них образование? чем они занимаются? сколько им лет? Скорее всего, девушка потерялась и ищет искусствоведов среди поклонников рэпа про слизень в вагине (я писала в твиттере, как пыталась полюбить русский рэп - включила случайную песню, ткнула в середину трека и попала на фразу "я как слизень в твоей вагине"). Кому-то нравится и такое. Кто-то вообще дрочит на чебуреки. И ведь могут хорошими быть людьми: или ты дрочишь с ним вместе на этот чебурек, либо, гыгыкая гиеной, удаляешься в закат. Все "Подслушано" с его анонимными историями - это, по сути, сообщество снобов и ханжей, осуждающих чужой выбор: дрочить на чебуреки, пить мочу, воровать трусы или есть кожу с пяток. Да, эти истории шокируют. Но никто не будет слушать классическую музыку каждый вечер, как это делаешь ты.

Дать совет копать не асфальт, а песочек (только для этого надо пройти десять метров) - это не осуждение так называемой "жертвы". Тут жертвы вообще нет. Есть человек, который жалуется на то, что он, принижающий других, не находит себе подобных. Это как если бы я написала жалобу, что не могу найти людей по интересам, а мои интересы сейчас - это структурно-осевая психология и нейробиология. "Неужели никто таким не интересуется?" - спросила бы я, надевая "белое пальто". И все такие: "Нейро... Чаво?" А я: "Нейробиология, глупцы!" И ушла бы, задрав подбородок и прикрыв горделиво веки. Ужасно.

Это напоминает мне ситуацию, когда я, почитывая блог одного автора, нашла у него самокритичный пост о том, что хорошо бы - ему - подтянуть грамотность, ведь как-никак публичные тексты пишет. Я еще подумала, ой как хорошо, сейчас посоветую несколько книг. Написала несколько советов, основываясь на образовании филолога и опыта прочтения его некоторых текстов. Что тогда началось... Да как я посмела что-то советовать? Как посмела обвинять его в недостаточной грамотности? Кто я вообще такая? В общем, инициатива у нас наказуема.

- А тараканов все-таки потравите...
- Да не тараканы это!
- Длинный, с усами - чем не таракан? Потравите. Страшные они.

Комментариев нет:

Отправить комментарий