3 июня 2015 г.

Успеха не существует





Я это я на 100% только в двух состояниях: когда творю искусство и когда говорю об искусстве. В остальной жизни катастрофически неполноценна.






Как пишет Владимир Леви, успеха не существует. Но, Господи, как избавиться от результативизма? Как вообще исключить из жизни результат, ориентируясь только на процесс? Ведь именно результат - его отсутствие, его наличие в недостаточном количестве или качестве - рождает то самое деструктивное "ООО": обида, осуждение, отчаянье. Это не значит, что негативные эмоции именно такие - их целый спектр, просто результат рождает еще один результат, и если первый от тебя не зависит и ты с ним бороться не в силах, то второй - эмоции внутри тебя, которые ты, по логике, можешь хотя бы не выключить, но преобразовать. Лучше всего - преодолеть. Это не жестокая дрессировка собственной личности, не тотальный контроль за своим поведением - это разговор с собой по душам, от которого душе становится легче. Чтобы результат (допустим, проделанная работа, готовый объект или реакция со стороны) так сильно не волновал, не доставлял неудобства, не превращал вас в животного, обижающегося на все, что движется, процесс должен быть выше и ярче. То есть вы просто обязаны от процесса получать удовольствие, несравнимое с удовольствием от результата. Это так называемая "страсть к процессу" - страсть к настоящей секунде: пока я осознаю себя, я живу. Ожидания и результат, которым этим ожиданиям не соответствует, не принадлежат к секунде, в которой вы сейчас находитесь. Ничего не существует, кроме данной секунды. Секунда - вы живете. Секунда - вы дышите. Секунда - вы любите. И так до бесконечности, в прямом смысле слова "бесконечность". Конечно, страсть к процессу не воспитаешь - для верной любви к делу и процессу в нем необходимо быть если не безумным, то одержимым. Вспомним Тютчева, который писал стихи на клочках бумаги, а за ним успевшие эти клочки обнаружить переписывали на полноценные листы. Клочки с гениальными строками были разбросаны по всему дому и появлялись снова и снова, так что домочадцам, которые были еще и верными читателями, приходилось быть начеку. Образцовый пример наслаждения процессом творчества, а не результатом.

Таким образом, если человек ориентируется на итог работы, то работа для него не так важна, зато важна оценка и оценка именно со стороны, а значит, человек не доверяет собственным весам. Что может быть печальнее личности, не доверяющей самой себе? Несмешные шутки, разве что, хотя те действительно нацелены на результат. Наверняка, композитор не ждет от слушателя реакции "Хорошая композиция". Скорее всего, он спросит: "Чувствовали ли вы себя хорошо в процессе прослушивания?", подразумевая "Превращалась ли ваша душа в мелодию?" Только если это очень талантливый и мудрый композитор, конечно.

Нацеленность на результат еще зависит от характера работы. Автору научного текста не нужно сопереживание - ему нужны понимание и оценка, основанная на этом понимании. Но это что касается читателя. Что касается самого автора, для него, безусловно, важен и процесс: построение логической цепочки, связей между абзацами, даже та самая работа над синтаксисом. Только если это очень талантливый и мудрый ученый, конечно.

Пока есть люди, одержимые процессом, пусть и безалаберные в работе - не бросающие процесс, но бросающие результат, у истинного творчества - творчества, которое было задумано изначально - бьется сердце. Только в любви и творчестве человек не отличается от Бога: более того, творчество невозможно без любви, а любовь - без творчества. Произведение искусства создается ради следа, который начинает свой путь с первого штриха, сделанного мастером. Даже если это еще набросок. Даже если этот набросок в голове, а мастер лежит на диване.


Леди Абсурд

1 комментарий:

  1. Благодарю) ваш портрет практически готов)) и очень мне нравится...

    ОтветитьУдалить