19 ноября 2013 г.

Из могилы (заметка о литературе)


Когда-то, а именно на пятом курсе, я начала читать "Опавшие листья" В.В. Розанова. Во-первых, потому что сам факт, что он бросал исписанные бумажки в корзину, а после весь "мусор" собрали и напечатали, поразил своей неординарностью. Во-вторых, так вышло, что многие слова из его уст знаю наизусть. В-третьих, это была первая книжная распродажа в моей жизни, и книга была куплена за 30 руб. вместо 100 руб, как и еще штук двадцать иных - прямиком из классики. Так вот, человек, которого считают чуть ли не революционным религиозным философом, - любил он порассуждать на запретные темы в религии, пишет: "...нет ли провиденциальности, что здесь "все проваливается"? что - не Грибоедов, а Л. Андреев, не Гоголь, - а Бунин и Арцыбашев. Может быть, мы живем в великом окончании литературы". Вспомним, что написано сие на рубеже 19-20 веков, то есть примерно век назад. Таким образом, Розанов Андреева и Бунина, в коих я души не чаю, ставит на порядок ниже, чем Грибоедова и Гоголя. Возможно, что я даже соглашусь с его точкой зрения, что даже нобелевского лауреата надо поставить за спины классиков. Сто лет назад - сколько прошло времени. И знал ли Розанов, что Бунин восхищался им? Да какая теперь разница... И вот теперь, прочитав мемуары Бунина, откуда я и узнала, что его интересует Розанов, для меня открылась полная картина былого и нынешнего в литературе, точнее в ее останках - признаю ее смерть: травля талантов (вспомним хотя бы факт, что Гиппиус завидовала Бунину по-страшному и поэтому строила козни, прикрываясь дружбой), отсутствие какой бы то ни было поддержи со стороны государства (даже в 19 веке писатели испытали это на себе, почему и обращались к меценатам за помощью), на арене блещут "актуалисты-федерасты", то есть среднячки, штампующие шлак, издалека актуальный. Взять "Темные аллеи": за окном Хитлер отвоевывает страну за страной, а Бунин пишет не свойственный войне экспрессионизм, что наблюдалось в зарубежной литературе того времени, а "дистилированные" рассказики о любви. Кому они были нужны тогда? Автор даже гонорара не получил, и спаслась книга только благодаря тому, что он даром отправил рукопись в США, куда его так отчаянно звали. Розанов умер от голода, Бунин - от предательства и травли. И с ними началось разложение классической литературы. На смену имперской России пришла "новая", на смену классике - пропаганда, работающая на правительство. Не зря Шмелев и Ильин так сетовали по этой "смене" - чуяли запах разложения, но ничего не могли поделать. Сами были в эмиграции. Оставалось лишь в трактатах рыдать. Рыдали они и не знали, что литературу "новой России" через сто лет станут плюсовать к их родимой классике, потому что даже она будет на порядок выше. Само государство - "новая Россия" (СССР) - исчезнет с лица Земли. И умрут все те, кого они так боялись.

И Бунин, и Розанов в один голос утверждали, что за периодом развития непременно должен быть период застоя. Вот он, великие. Я сижу в нем, прямо в центре. Держа в руках ваши книги, часто рыдающая над мыслью, что таких, как вы, уже нет и не будет. "Новая Россия" превратилась в "новейшее Нечто". Возможно, что-то и развивается, к коему я не имею никакого отношения, но не литература. Что ни автор, то симуляция авторства. Силой авторской мысли не поднимешь теперь даже ложку - что уж о горах говорить. Я не имею права говорить о том, в чем мыслю недостаточно: живопись, архитектура, кинематограф и др., поэтому решусь размыслить о явлении, о котором знаю очень много - о писательстве, с коим в судьбе нужно родиться. Ответ, почему все так плохо, лежит на поверхности: изменился сам Homo Sapiens. У меня не поворачивается язык назвать ЭТО человеком. Вид животного мира - не более. Это если говорить о современном представителе человечества. Всех нас так или иначе это "разложение Человека" затронуло: иным словом - пострадали лихо. И продолжаем страдать, ибо нет сил наблюдать, как культура заносит ногу над следующим шагом - шагом в бездну небытия. Нет, она не умрет. Продолжит питать низменные потребности, а ведь должна быть высокой сферой, по определению. Определения давно пылятся в мусорном ведре. Ничто теперь не нужно, а если ты ценишь классическое - не в тренде, "вали с пути, зануда!" Молод и любишь классическое - "вали с пути, зануда!" вдвойне. Почему вдвойне? Потому что пахнешь старьем, а если приглядеться - умер. А тебе всего-то 23.

Такое отношение будоражит в моем сердце адскую злость. От зла я берусь за очередной вечный шедевр и читаю. До боли в глазах. Ночи напролет. Взгляд становится более радикальным, а стиль вплотную приближается к "пощечинам" Сартра. Импрессионизм уходит на второй план, уступая дорогу экспрессионизму и акмеизму с футуристическим подтекстом. Текстом хочется бить. Каждого, кто прочтет. Чтобы он поднял веки, перестал спать, оглянулся на безобразие вокруг. Гоголя упрекали за то, что он развращает читателя, показывая пороки. И вот теперь читатель перестал думать и воспринимает все буквально: "если так в литературе и кино, значит и я так должен поступать". А что видит он? Тупость, пошлость и насилие, приправленные несмешными шутками. Я боюсь общаться с теми, кто это читает и смотрит. Вот поэтому слова "Ты высокомерная сука!" слышу чаще, чем "Привет!".

Я выбрала "гениальное старье" и пишу его же (талантливое, не гениальное), и по этой причине меня считают умершей. Словесно плюют в лицо, банят на ресурсах, смеются, что скоро опубликую первую книгу (спасибо всем, кто помогает мне материально!), что не смотрю и не читаю то, что популярно. Умершие живут в умершем - современность им не нужна, знайте. Не хочу сравнивать Бунина и себя, но он бы меня отлично понял. И мы бы хором ругнулись матной прибауткой - знаем их немало. Нет, я не сошла с ума, когда плакала над биографией Шопенгауэра. Навзрыд. Доказала себе, что я Там. Теплым летним вечером.

Вот и сейчас вечер, правда осенний, практически зимний. Снег медлит, а сердце разрывается от жажды взять его в руки. Заморозить злую страсть. И лишь остается смотреть, как наспех румянится горизонт перед ночью. Не хочет выглядеть серым. Она - это я. И если она снится мне, то я снюсь ей. Возможно. И молиться, благодаря Господа, что никто не отнимет моих глаз, ума и сердца. И рук, печатающих это.

14 комментариев:

  1. Анонимный19 ноября, 2013 18:01

    Полностью согласна с твоей точкой зрения. Сейчас модно винить во всех бедах что угодно: правительство, искусство, нравы. В этот ряд встанет любое высокопарное слово. А на самом деле причина в вырождении самого явления человека. Открытия делаются, наука шагает вперед, но все теперь идет на поводу у потребителя. Финансируется то, что может потом продасться. На что есть спрос. Читала статью про исследования в физике, так оказалось, что даже в таких науках проекты "пиарят". Скармливают журналистам информацию, которую они потом растаскивают по газетам и каналам, коверкая даже термины. Люди верят. И проект превращается в бренд, модное слово, которое начинает приносить деньги.
    В литературе - то же самое. Что ни имя - то бренд, потому что продается, а стоит так дорого из-за того, что имя писателя усилиями маркетологов стало этим самым брендом. Люди принимают рекламу за популярность, пиар за признание. Но не им жаловаться, что их обманули - рынок, аудитория тщательно исследуются. Им впаривают то, что они сами же и хотят.
    Конечно, зависть и злоба были всегда, во все времена, но такое чувство, что и человек раньше был крупнее. Золотой век прошел, прошел серебряный. Наверное, мысейчас живем в каменном веке. С окаменелыми сердцем и мозгом.

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный20 ноября, 2013 01:12

    Вы счас вот прям всерьез, без стеба и без прикола сравниваете себя с затравленными в рашке неоцененными талантами? хD На протяжении кучи записей в блоге продолжаете жаловаться на несправедливость, одновременно продолжая штапмовать рассказы в небыдло-стайле, какими вся проза.ру полна? Скажите, что вы тонкий тролль. Я не хочу разувериться в мозгах современных людей. Умоляю, скажите, что бы просто тонкий тролль и прикалываетесь так, высмеивая всех нынешних типичных небыдло-писак, которые везде находят мировые заговоры против себя талантливого и винят в своих неудачах все и всех вместо того, чтобы внезапно самокритично глянуть в зеркало. Потому что как стеб это годно. Как нечто серьезное вызывает фейспалм.

    p.s. мой комментарий спонсировало сообщество государственного заговора против неоцененных орущих о правде талантов

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный20 ноября, 2013 01:22

    Я не соглашусь с вами, вышесидящий сударь. Сия дива молода и неопытна, ее жажда сверкнуть нещадно гасится провинциальным окружением, поэтому есть лишь возможность "сверк-тверк-тверк" в мировой великолепной сети, которая выдерживала и не такое го.. говорение. Рак, рак убивает интернеты. Если бы детей не пускали сюда до 16, то не происходило бы сих казусов. Если бы проводили тесты по разуму, и не пускали тех, кто душевно еще не переров 16, то было бы на 146% круче.
    Сжальтесь, сир. Это всего лишь незаметный блог, и сия дива скоро перерастет этот срам. Но зря она использовала настоящее имя для дебюта, потому что этот срам прочно срастется с именем ее, и будет мешать в будущих днях, когда она все же возьмется за ум :С

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный20 ноября, 2013 01:23

    *перерос
    простите, сударь, я немного пьян сегодня

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный20 ноября, 2013 01:28

    Не смейте осквернять тексты такого высокодуховного человека!!! Наверное, вы не верите в Бога и будете жестоко наказаны за это!!!

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный20 ноября, 2013 01:32

    Бог член чувак
    бог член :С

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный20 ноября, 2013 01:34

    ВЫРОДКИ!!! ЧЛЕНОМ ВАМ ПО ЛБУ ВСЕМ

    ОтветитьУдалить
  8. Это требует немалых усилий-- отыскать, влезть в чей- то блог, чтоб оставить пакость. Маленький грязный отзыв. Люди на самом деле следят за твоим творчеством. Ночей не спят.
    Отличная статья, мне кажется.

    ОтветитьУдалить
  9. Анонимный20 ноября, 2013 04:41

    st_2010. Боже мой, как достали злобные читатели этого автора. Уважаемые аноны, не посещайте сей незаметный блог и будет вам счастье и покой. А статья содержит изрядную долю правды, массовому читателю тоннами скармливают порнуху и тупые детективы. При этом интеллигентнейшие люди оправдываю уровень своего чтения словами типа "прочитал и забыл". Искренне не понимаю, зачем? Для "прочитал и забыл" есть газеты и ТВ, а КНИГА должна оставлять след в душе. Спасибо, накопилось.

    ОтветитьУдалить
  10. Блог сиего страдальца гораздо интересней писулек про лесбо-рокерш хD Концентрированный недоумственный п-ц. Жгите дальше пустотой в своей голове, блин х,D

    ОтветитьУдалить
  11. Анонимный20 ноября, 2013 14:43

    st_2010 Портрет злобного преданного читателя:) Контуженный мозг "концентрированным недоумственным п-ц", длинный нос, торчащий из-за угла, шаловливые ручки (прям так и тянутся к блогу). Вот только не пойму, кто командует парадом: длинный нос, ручки бесенята или остатки мозга.

    ОтветитьУдалить
  12. Анонимный21 ноября, 2013 15:04

    Нам напаривают всеми способами автора, а потом говорят, чтоб его не посещали, еще и в то время, когда он пишет такие блогпосты. От того, что вам не докажешь - вы пишете полную чушь, она все равно не перестанет таковой быть. Как вы за собой не замечаете?

    ОтветитьУдалить
  13. Анонимный21 ноября, 2013 16:30

    st_2010 А Вы разве чушь не несете в обыденной жизни, и всегда произносите правильные речи без примесей бреда? Что сезон охоты на ведьм открыт?

    ОтветитьУдалить
  14. Вы, оставшиеся безликими и в своем пошлом прошлом псевдооригиналы: не смейте святотатствовать! И не смейте мою Родину называть иначе, кроме как ее законным именем! И любую другую родину.

    Если не знали, забыли - (вс)помните: вам (и всем нам) законом человеческой жизни дано право выражать себя, но им же наложена и обязанность - никогда и нигде не оскорблять другого. И второе - наперед.

    Вам не нравится творчество человека? Что же, добро пожаловать: в чистый мир некривлянья, в мир конструктивной и оригинальной (о, бриллиант) критики, или проходите мимо.
    Но не-еет, ведь зачем-то надо зайти, наследить в чужом (и чуждом) доме - ноябрьской грязью галошевых дум. Только кому это все убирать?
    На дворе уже 2018-й. Засохло присутствие да не исчезло, и вместо (могущей быть) благодатной почвы - лишь неприятная пыль на пороге. И мысль (о вашем): зачем (даже - что) это было?

    А ведь девушка-то действительный, настоящий русскоязычный талант. Стань беспристрастным, беги предвзятости, - и легко и воздушно призн'аешь это. Никто не просит любить и дышать, но признать - оно честно.

    Она имеет редкое право называться автором: за дар свой, словесный, - сродни музыкальному; за то, что умеет чувствовать - тоньше - и уплывать глубже.
    И за великий дар труда, труда над собою, за нестояние на месте, невзирая на условия, среды, здоровье. Не все родились Жуковскими, и кому-то путь предстоит ломоносовский. Так зачем размывать её непростые и такие (вам) неродные дороги?

    И знайте, не всё в её творчестве для меня - только "да". Далеко не все. И не все я читала и даже не все прочту.
    Но зато прочитанное, а значит, в себя влюбившее, - пронесу через жизнь.
    Потому что Талант - это не когда пожираешь. Это - когда возвращаешься.

    И в современном мире я возвращаюсь лишь к ней. К ее статьям. К ее стихам. К ее языку. Они - это я. А я - у подножья их трона.

    ОтветитьУдалить