20 октября 2013 г.

Интервью с Леди Абсурд


Lady_Absurd - опытный фикрайтер и писатель, автор множества работ по фэндомам "Lie to me", "Земфира", а также рассказов и стихотворений. После локальной войны на сайте "Книга фанфиков", где размещено большинство ее работ, и в группе "Ficbook confessions" многие читатели узнали, что к публикации готовится сборник рассказов "Туда". Но это не единственный проект - в планах публикация более объемного произведения, романа. Если с рассказами из сборника можно познакомиться на КФ или в блоге Lady_Absurd, то о романе читатели, возможно, не знают абсолютно ничего. Сегодняшняя беседа - не только о творчестве вообще, но и об этом большом произведении в частности.

- Доброго времени суток! Многие участники группы "Ficbook confessions" стали свидетелями (а может, и участниками) конфликта между Вами и некоторыми топовиками. Повлияло ли это происшествие на Вас? Если да, то каким образом?

Л.А.: Сказать, что конфликт не повлиял на меня, означало бы соврать. Поэтому говорю, как есть: конечно, повлиял. Поняла, что во многом ошибалась: в справедливости администрации сайта, в адекватности топовиков и их поклонников - как оказалось, этих явлений не существует в природе. Теперь с улыбкой воспринимаю клевету на Ask, например. Раньше бы это выбило меня из колеи на несколько дней. Еще узнала, что и у моего творчества есть поклонники. Так что есть и плюсы.

- Есть ли Ваш собственный, индивидуальный "рецепт" популярности? Что нужно сделать, чтобы стать известной?

Л.А.: Гением надо быть. Ну, или бездарем. Я вот уже не бездарь, но и не гений, поэтому и неизвестна. Сейчас поясню, если кто не понял моей логики. Гении рождаются с огромным потенциалом и, обладая мощной жаждой жизни и творчества, преодолевают все препятствия, добиваются всего, что хотят. Бездари же успешнее гениев, потому что: 1. их больше, поэтому их читает такая же публика; 2. за неимением совести идут по головам; 3. верят в фантом собственного таланта, чем заражают особей своего уровня; 4. не знают, что такое совершенствование, поэтому не могут выкинуть коленце, от которого у читателя отвиснет челюсть, то есть вечный штиль... Поэтому совесть мне мешает писать то, что будет "хавать" среднячок. Пишу то, что хочу писать. Иногда это находит читателя, и я этому радуюсь, конечно. То есть все пишется для себя, в основном. Исключение - статьи в помощь авторам, хотя и они служат систематизации собственных знаний.

- Тем не менее, многим на КФ пришелся по душе Ваш сборник рассказов "Туда". Множество положительных отзывов, оценок "Нравится", наград. Сколько рассказов Вы планируете в него включить?

Л.А.: Сколько влезет. Я же всегда могу выбросить что-нибудь. Многое неидеально.

- Расскажите, пожалуйста, о концепции сборника. Что объединяет рассказы в одно целое?

Л.А.: Объединяет их экспрессионизм и исповедальность. Что касается экспрессионизма, то это мотивы боли, детства, крика, безысходности, архаики, субъективное восприятие реальности. Исповедальность же заключается в том, что многое взято из реальной жизни, моей и не только, что каждый рассказ - это мой собственный крик от безысходности. Я же начала его писать не от радости, а от отчаяния. Накатило - и понеслось.

- Я видела не один отзыв о том, что читатели плакали, когда читали Ваши рассказы. Как Вам удается растрогать читателя, проникнуть в его душу, заставить сопереживать? Может быть, есть какой-то особый прием, секрет?

Л.А.: Об этом я написала в рассказе "Ангел мой". Те самые ниточки, которые подбираются на интуитивном уровне. Когда их набирается достаточное число, я перечитываю текст. И если чувствую, что дрожит/щемит/ступорит, то значит попала в точку, можно публиковать. Если текст (любой из моих рук) не вызывает эмоционального отклика, то он провален, поэтому стараюсь не халтурить.

- От рассказов - к роману. Почему вы решили взять за более масштабное произведение? Что Вас подтолкнуло к осуществлению этого замысла?

Л.А.: Бросила себе вызов, можно сказать. Есть идеи, которые не втиснешь в рассказ. Они, минимум, на повесть.

- Над чем сложнее работать: над романом или рассказом?

Л.А.: Над романом. До сих пор поражаюсь, как Кинг писал свои 180000 слов по 2000 в день. Три месяца - это же с ума сойти. Я мыслю совсем другими категориями, мыслю стремительнее, поэтому рассказы пишутся абсолютно без усилий.

- Банальный вопрос, но все же - о чем будет произведение?

Л.А.: О любви. Особой. Не той, которую привыкли видеть. О родственных связях, зове крови, наследственности. О детстве и боли в нем. О мечтах. О жажде жизни в провинции. И, прежде всего, о женщинах.

- Персонажи романа - кто они? Обычные люди или фантастические существа? Обладают сверхспособностями или ведут размеренную жизнь?

Л.А.: Хороший вопрос. Есть у меня идея, основанная как раз на способностях, хотя они в идее не главное. Но она пылится на полке. До лучших времен. Сейчас же я пишу чистый реализм, может, с капелькой мистики, для остроты. Я же как Алексей Толстой: сажусь за стол и часто не знаю, куда заведет меня голова. Основной сюжет еще в разработке, но ведь надо же дотянуть его до романа или повести, а это не каждому дано. Поэтому теперь есть, о чем подумать перед сном. Жизнь... Какая может быть размерная жизнь у персонажей МОЕГО текста? Онли приключения и хардкор - слушаюсь Кинга, который говорил, что эволюция героя - прежде всего. Но он же не может меняться, сидя в кресле.

- Будете ли Вы затрагивать "острые", злободневные вопросы - например, политические или социальные? Как Вы думаете, стоит ли писать только о том, что актуально? Есть ли шанс у "актуального" произведения пережить свое время и остаться в истории литературы?

Л.А.: Социальные вопросы затронуты будут, потому что текст, в частности, о провинции, а там людям несладко живется. Только писать о том, что актуально в социальном или политическом плане - не для меня. Да, авторы пишут, срывают лавры. Знают, на какую кнопку жать. Я же просто пишу, не рассчитывая ни на кнопки, ни на лавры. Ну, хочется мне почитать текст о провинции и любви, качественный, без водной философии с отступлениями по пять листов. Напишу и буду читать с удовольствием. В истории литературы останется то, что она сама выберет - не народ, ему свойственно ошибаться. Вспомним, что Пушкин во время жизни не был популярен, тогда читали легкие романчики, прямо как сейчас.

- Какую часть произведения - систему персонажей, сюжет, атмосферу или что-то иное - вы считаете наиболее важной и требующей самой тщательной проработки?

Л.А.: Все, что перечислено - главное. Только выставлять на первый план что-то одно нельзя, всего должно быть в меру. Персонажи должны быть интересными, со своей историей, мятежными душами. Сюжет - становление, поиск, эволюция. Атмосфера появится сама, ее даже звать не стоит. Надо лишь начать.

- Исключаете ли Вы что-то из текста в процессе работы? Отказываетесь ли от ранее придуманных деталей, сюжетных ходов, героев?

Л.А.: Если про роман, то если что и исключается, то только из головы, потому что начинает казаться нудноватым. Если про тексты вообще, то да, все, что можно отсечь, надо отсечь. Раньше жалела, ныла, мол, как отнять часть, это же кощунство! А сейчас рублю без раздумий. Сеча во благо.

- Думали ли Вы над названием? Каково рабочее название произведения?

Л.А.: "Три сестры".

- Можете ли Вы одновременно работать и над сборником, и над романом? Или для Вас лучше сосредоточиться на чем-то одном?

Л.А.: Могу, потому что голове необходим творческий отдых, то есть она должна переключаться на что-то иное. Я и над статьей новой думаю.

- К какому литературному направлению Вы бы могли отнести будущий роман? Опираетесь ли Вы на традиции классиков литературы?

Л.А.: Реализм. Традиции... Мне кажется, каждый автор, если пишет текст в реализме, по-любому будет опираться на традиции русских реалистов.

- Надеюсь, я Вас не сильно утомила. Итак, последний вопрос будет касаться формы. Одно время была мода на создание необычных произведений: романов-игр, романов-конструкций. Будете ли Вы экспериментировать с формой текста? Или повествование будет выдержано в традиционном стиле?

Л.А.: Все эти эксперименты - конвульсии постмодернизма. Ему же надо чем-то выпендриться, раз с содержанием беда. Хотя я очень люблю постмодернистов, но, как видите, и от критики не отказываюсь. Экспериментировать с формой не буду. Текст будет аскетичным, чеховским.

- Большое спасибо за такие развернутые и содержательные ответы! Была рада с Вами пообщаться. Желаю Вам успехов в творчестве, исполнения всех желаний, терпения и удачи!

Л.А.: Спасибо большое за интересные вопросы и пожелания. Если кончится терпение, обращусь к Вам. Надеюсь, одолжите чуток.

Комментариев нет:

Отправить комментарий