4 июня 2018 г.

Одной ногой в болоте (или как найти актуальную мотивацию?)

Если вы вдруг почувствовали, что одной ногой стоите в болоте и желание утром вместо растворимого кофе пить дешевый (ведь денег как не было, так и нет) портвейн все чаще посещает ваш испещренный сомнениями мозг, то самое время поменять творческую мотивацию. Если вы уверены, что быстрее научитесь вырезать из макового зернышка дворец, чем выучите какой бы то ни было язык (насилуя и себя, и собеседников по скайпу), то вы его более-менее освоите только в том случае, если останетесь в чужой стране без переводчика или соотечественника, никогда вами не виденного, но который обязательно напишет вам в социальной сети "О, я тоже здесь! Может, пересечемся, чтобы я мог тебе похвастаться?", а лучше всего - без средств к существованию ("Спасибо Силам Небесным, что у меня стащили кошелек! Спасибо, бл... *вырезано Роскомнадзором*). Родители учат нас плавать, бросая на середину реки. Плавать мы, конечно, начинаем. Но и бояться этих психов - тоже. Иным словом, мотивация должна быть для нас актуальной.

Кто-то запротестует, мол, осваивание нового языка в другой стране или навыка плавания - дело серьезное, ведь оно касается выживания. Не выучишь - пойдешь на дно (илистое или социальное). С тем, что самореализация для творческого человека - это вопрос жизни и смерти, вы тоже будете спорить? Если тот, кто имеет талант и возможность (обстоятельства) творить, ничего не делает (хотя нет, он делает: наблюдает за тем, как прекрасно творят другие), то в противовес силе созидательной он включает разрушительную ("деструдо" - желание себе навредить, умертвить себя: медленно или быстро). Вино, сигареты, наркотики, сомнительные компании. Так и до преступления (в том числе и против себя) недалеко: "Тварь ли я дрожащая или право имею?" Так что знайте: если вы не делаете шаг вперед, вы делаете шаг назад (сидя на пятой точке - парадокс, да?). Попробуйте проследить свои мысли: что вы думаете о себе, когда смотрите на успешный творческий процесс у других. Завидуете? Досадуете? Грустите? Опускаете руки? Скажите себе правду хотя бы раз в жизни! В любом случае, все эти эмоции - негативные. Можно, конечно, вступить в секту "бодипозитив для мозга", начать пропагандировать идеи "если мой мозг грустит, то пусть грустит, он прекрасен, я люблю его даже таким", но это не отменит ваших рыданий в подушку по ночам, ведь: "Я ничего не умею!", "Я ничего не могу!", "У меня руки не из плеч!"

У каждого творческого процесса есть цель. Зачем вы пишете? Можно поделиться с читателем полезной информацией (от советов в выборе прокладок до самого писательского мастерства). Можно описать то, что давно маячит в голове, не давая нормально спать. Можно получить внимание аудитории ("хайп" или “а ты говорил, что бездарен!”). Можно, умело оперируя диалогами, вызвать у человека экстатический восторг (плач или смех, но обязательно гомерический). Можно просто сублимировать негативные или позитивные эмоции в текст и очистить тем самым душу. Для чего вы садитесь за ноутбук или листок и начинаете соединять слова в предложения, а те - в абзацы, абзацы - в тексты, а тексты как главы - в объемные произведения? Ну, как минимум, мы хотим ощутить свою силу создавать хоть что-то и в результате оправдать свое жалкое (мое - жалкое) существование.

Если в данный момент вы пишете текст, попробуйте сформулировать для себя цель, которую вы этим текстом преследуете. Допустим, я пишу фан-тексты с целью эмоционального (не путать с сексуальным) удовлетворения себя (как следствие - и других). Оригинальные художественные тексты пишутся для решения целого ряда вопросов: от личных (мечты, фантазии, бессознательные стремления) до мировых (сопряжена ли любовь с жестокостью?). В публицистических текстах по писательскому мастерству я, естественно, работаю на получение положительного внимания (делюсь опытом, хотя могла же и не делиться!) Не верьте, если автор говорит: “Я хочу помочь человечеству!” Он, конечно, человечеству помогает, но на первом месте в его заявлении все же стоит местоимение “я”. Литературоведческие тексты помогают мне чувствовать себя профессионалом, который хоть на что-то способен (не только зубами пиво открывать). Некоторые статьи я пишу лишь для того, чтобы организовать в своей голове хаотически прыгающие, словно блохи, мысли. Заставляю прыгать их на определенной высоте и в определенном направлении. Жаль, что сейчас за творчество не платят (а если и платят, то черной неблагодарностью - "проза жизни"), а то можно было бы признаться, как Чехов, Достоевский или Маяковский: “Пишу ради заработка! Извольте!”

И самая важная часть этого месседжа. Если вчера вы писали ради того, чтобы облегчить человечеству бытие (и любили людей сильнее, чем кошку свою), то сегодня вы можете это человечество проклинать вплоть до Адама и Евы. Таким образом, то, что работало вчера, может не работать сегодня. Для того, чтобы найти актуальную (работающую) мотивацию, нужно, как это ни избито звучит, прислушаться к себе. Прислушаться не так: “Ой, я сегодня ною, пойду опустошу холодильник”. А задать себе несколько жизненноважных вопросов:

1. Хочу ли я сегодня заниматься творчеством?
2. Если хочу, то: есть ли у меня на творчество время, силы и интеллектуальные ресурсы?
3. Какая эмоция превалирует внутри меня?
4. Хочу ли я этой эмоцией поделиться?
5. Хочу ли я поделиться еще чем-нибудь?
6. Может, я просто чего-нибудь напишу, никому не показывая?
7. Что я хочу получить от процесса?
8. Что я хочу получить от результата?
9. Готов ли я работать не один день?
10. Готов ли я принять отклик (плюс и минус) на мое творчество?
11. Я буду ориентироваться на свою оценку или на оценку других?
12. Я получу больше, чем потеряю?
13. Вдохновлю ли я себя на продолжение?

Мои ответы относительно данного текста (без лукавства):

1. Да.
2. Да.
3. Грусть (одиночество).
4. Нет.
5. Позитивом (”оптимизм клещами тащат из сусек моей души...”) и информацией, над которой в последнее время много думаю.
6. Нет, эта статья публицистическая.
7. Я хочу почувствовать себя что-то могущей в своем деле, авторитетом (в идеале). 
8. Благодарность тех, кто мучается тем же самым, что и я. Веру в то, что хорошие и отзывчивые люди существуют.
9. Да.
10. Да.
11. На свою оценку, но это не закрывает мне глаза на сторонние отзывы.
12. Да.
13. Очень на это надеюсь.

1 комментарий: