6 февраля 2015 г.

Психология торгашей Дейла Карнеги

Ни в коем случае не хочу умалять заслуги Дейла Карнеги перед обществом: как-никак через десять-пятнадцать лет исполнится столетие его - по моему скромному мнению, весьма спорной - деятельности, но с таким же успехом жил, жив и будет жить, к примеру, фашизм, так что столетие регулярных продаж еще не говорит об истинности. Американскому обществу, которое сотрясали то войны, то революции (хотя бы информационно-морально, потому что Америка страдала меньше остальных стран), требовались раскрепощение и, прежде всего, поддержка: в государстве, где мысли о деньгах сменяются мыслями о деньгах, трудно вести дела плечом к плечу - что ни человек, то потенциальный конкурент. Карнеги, следуя своим же советам, решил обратить внимание на другую сторону торговых отношений (о психологии личности он знал чуть больше, чем ничего), а именно - клиента с его желаниями. Как писал Стивен Кинг, каждый хочет быть героем, но Карнеги помыслил - даже промыслил - об этом раньше: в его трудах - лекции и книги - активно пропагандируется факт (и я нисколько не против этого факта), что индивид думает только о себе и что, следуя этой логике, все одинаковы. Взяв за основу данный постулат, молодой и амбициозный паренек решил помочь человеку, жаждущему признания, то есть каждому первому американцу. Все просто - он хотел признания сам в силу бедного существования и природной скромности. Не обращаясь к духовной стороне вопроса и развитию высоких потребностей, Карнеги книга за книгой приучал и до сих пор приучает большинство, которое часто принимает все на веру, не задумываясь над истиной и ложью и особенно тем, подойдут ли тебе знаменитые правила, жить по законам торгашей. "Если ты хочешь продать куртку, не говори, какая эта куртка хорошая и качественная, даже если это безусловная истина - это никому неинтересно. Говори, что в ней покупатель будет смотреться сногсшибательно, что она подчеркивает фигуру, подходит под цвет глаз и, главное, что ему будут все завидовать, даже если это не так. Особенно если это не так", - таково учение Карнеги в трех предложениях. Согласится ли с такой "правдой" творческая личность? Согласится ли она применить данную схему к своей творческой деятельности? Вряд ли. У художника нет никакого желания уверять мир в том, что, узрев его картины, мир этот познает суть свою и откроет все двери восприятия. Автор художественной литературы никак не жаждет при каждом удобном случае восклицать: "Прочитав мою книгу, вы вдоволь насмеетесь и наплачетесь. Эмоциональное потрясение вам обеспечено!" Скульптор не станет рекламировать свои статуи упоминанием, что они возбуждают в человеке сексуальное влечение. Таким образом, художник (в общем смысле этого слова) не превратит свое дитя в объект потребления, на что, кстати, не скупятся графоманы (иначе - почти все популярные прозаики и даже поэты) и подобные торгаши. Художнику достаточно сказать: "Это удивительная история. Я создал ее не руками, а сердцем". Возможно, меня упрекнут за наивность и идеализм, но таковым и должен быть живущий в художественной реальности и художественной реальностью.

Но успех данной психологии, которая напоминает, скорее, тактику приспособления и снижения эмоциональных и материальных потерь, понятен: человек не способен отказаться от возможности повысить самооценку за счет благоволения общества, и вряд ли он будет задумываться, что общество, которым он так дорожит с рождения, живет сомнительными идеалами и не отличается культурой и сообразительностью. Сторонники данной тактики превращаются в детей, желающих получить только высший бал и неважно, каким способом - черным или белым. Высший балл заслоняет радость познания собственного "я" с помощью общения с любимыми, созерцания природы, творчества (своего и чужого): мнение общества становится во главе пирамиды потребностей, сбрасывая ту, которая, по теории Маслоу, должна быть на этом месте - потребность в самореализации. Легче всего потакать каждому, соглашаться с предложенным, как герой новеллы Альбера Камю "Иона, или художник за работой". Нет, Иона следовал тактике Карнеги не из жажды повысить самооценку, он был безвольным, потому что верил в собственную звезду: если советуют, значит, стоит принять. Счастливым он себя почувствовал лишь тогда, когда отказался от творчества, которое постоянно хвалили и осуждали, оставив его в голове и сердце: таким образом, обособившись, Иона почувствовал родство не только с обществом, но и с природой, с жизнью, с космосом. Это не совет отвернуться от социальной стороны, это совет не ставить социальную сторону выше духовной.

"Вы можете заинтересовать человека только одним - если будете говорить то, что хочет он. Если вы будете говорить о себе: какой вы хороший и талантливый человек, даже если это не ересь, а правда, никто не посмотрит в вашу сторону", - пишет Карнеги, но что, если говорить об абстрактных вещах: таких, как любовь, творчество и счастье жизни? Неужели простые истины перестали объединять людей? Неужели человек не желает знать чужого таланта и ему нужен только свой? Заоблачное "эго" - а оно обычно бывает у посредственных личностей - мешает обратить взор на того, кто выше. Мы забыли, как восхищаться без злобы золотыми руками и гениальной головой, если они не принадлежат тебе. Мы забыли, как работать над духовным развитием, подавая руку гениям. Мы читаем книги Дейла Карнеги, которые учат нас торговаться и торговать.

Кристина Лужина

1 комментарий:

  1. Опять читала вас тетушке. Это такой домашний кайф, длится несколько дней. Несколько дней я читаю вас , почти только вас( иногда Камю, Алешковского, Хайсмит в переводе, но это тоже ради вас) . Сегодня как и в прошлый раз играли в игру- угадай по названию о чем эссе? В основном - мимо, конечно, по верхам.
    Спасибо за глубину.

    ОтветитьУдалить