11 января 2015 г.

Русский постпостмодернизм: исцеляющий путь

Для начала поясним, что представляют из себя основные понятия статьи: "человек", "особь", "индивид". Человек - это сторонник общечеловеческих ценностей, которые в литературоведении принято называть "классическими": счастье, добро, истина, знание и др. Одним словом, семантическое поле со знаком "плюс". Если затрагивать противоположный - отрицательный - полюс, то только те аспекты, которые могут оказать помощь в эволюции мышления и духа: "Чрез страданья, через боль Зевс ведет людей к уму". Особь - это узконаправленный представитель какой-либо группы: профессиональной, сексуальной, этнической, идеологической и проч. Индивид - более широкое понятие, понятие без оценки, которое можно использовать при обозначении как человека, так и особи. Между человеком и особью ведутся молчаливые, на первый взгляд, войны: если человек выступает за прогресс, развитие, самосовершенствование без эгоизма, то особь предпочитает не смотреть дальше своих рук, ей достаточно того узкого круга, в котором комфортно, будь то сексуальное меньшинство или веганство. Причем если человек может понять то, что движет особью, то особь не понимает общечеловеческих ориентиров, работающих на благо всего человечества. Парадокс заключается в следующем: человек, стоя на стороне прогресса, не успевает за прогрессом человеческой цивилизации, но это не мешает ему стать аутентичным ("идеальной личностью", с точки зрения гештальт-психологии) и, используя информационную экологию (фильтрацию, основанную на принципе "необходимое именно для меня"), развить свое самосознание до достойного уровня; особь формально шагает с цивилизацией в ногу, но безрезультатно - двигаясь в потоке собственной жизни (мыслительной жизни в том числе) хаотично, она не имеет четкого о себе представления и скачет по верхушкам информационной реальности, ни на чем долго не останавливаясь. Только человек может стать автором постпостмодернистского текста. Особь предпочитает постмодернизм: иную литературу она не понимает - "сложно", "скучно", "уныло". И война на уровне мировоззрения и его отсутствия длилась бы и длилась, но наметилась интересная тенденция.

Современный индивид в России, преодолевая бывшее за коллективизм и универсальность советское мышление, является автором таких качеств, как гипериндивидуальность, гипероригинальность и гипермастерство. Можно сказать, так он доказывает свою независимость, начиная с перестройки. Гипериндивидуальность присутствует, в основном, в образе жизни и внешности. И это наряду с желанием влиться в узкую среду, переняв чужие идеи - парадокс. Гипероригинальность - свойство нынешнего творчества. Гипермастерство знакомо нам по тому, как пропагандируется в интернете лучшее в каждой профессии: один отлично рисует, другой отлично шьет, третий отлично готовит. До сих пор существуют искры между гиперсоциальностью коммунизма и гипериндивидуальностью "нового россиянина", заключающиеся в спорах между разными поколениями, отцами и детьми. Но, как известно, тезис содержит в себе антитезис, и как коммунизм, утверждая свои идеи, отрицал себя (выступая за процветание коллективизма, он убивал частицы коллективного, а именно индивидуальную волю), так и гипериндивидуальность начинает идти против себя: год за годом все чаще встречаются одинаковые - "Ты не такой, как все!" - люди. Гипермастерство порождает в большинстве недовольство собой, способствует развитию агрессивности из-за прогрессирующей фрустрации: в сети распространены тексты о том, как угнетает навязываемое - "Будь лучше всех!" - гипермастерство. Гипероригинальность - отрицание классической формы и классических идей, но это уже не постмодернизм, зиждившийся на симулякрах и иронии. Гипероригинальность включает в себя гипермастерство и гипериндивидуальность, то есть заветы "Ты не такой, как все!" и "Будь лучше всех!" объединяются в колосс под названием "Нечто из ничего". Автор начинает творить, забывая о ценностях человечества - главным становится жажда показать себя и, конечно же, выиграть. Извращенная форма, уксус из постмодернизма (то, на чем воспитан индивид) и заоблачное "я". Таким образом, приставка "гипер" превращается в другую приставку - "псевдо". Иным словом, происходит поворот на 180 градусов и девальвация понятий. Так случилось с гиперреальностью модернизма - через определенное время она превратилась в псевдореальность постмодернизма. И если сейчас классические традиции, простота и красота отрицаются, есть большие шансы, что они пробьются в первые ряды без боя, но не без жертв. То, что отрицается, имеет свойство усиливаться, поэтому постпостмодернизму не стоит отрицать постмодернизм и людей, получивших от него мыслительные и духовные увечья - он просто выберет иной, созидательный и исцеляющий, путь, уйдет от информационного шума и пустоты и протянет руку каждому индивиду. И лишь за индивидом будет выбор - принимать руку или нет. Это сделает не помешанная на себе особь, а помешанный на человечестве человек.

Кристина Лужина

1 комментарий: