14 июля 2013 г.

Дыши с ней в такт (о Земфире, Ренате Литвиновой и их "схеме")

Только ей можно петь во весь голос "Музыка сдохла!", повторить фразу три раза и станцевать под нее чуть ли не румбу - и это не будет раздражающим пафосом; минимум, впечатление, как от "We are the champions, my friends!" Повторите ее слова и движения перед друзьями - услышите "В скорую с мобильника звонить по какому номеру: 03 или 030?"

"Значит, вы мою схему не распознали?" - спросила у монтажера Рената и, поджав губы, кивнула, мол, понятно все с Вами, милчеловек. Не поймет ее и автор, решившийся вдруг (с какого-то озарения) написать про Земфиру и Ренату что-то свое. "А вдруг попаду?" Но в их мире ничего не делается "вдруг". Здесь господствуют "схемы", точнее одна схема на двоих.

В чем же притягательность того, что Рената Литвинова делает о Земфире? Вспомним "Зеленый театр", концертные видеоряды, новый внешний вид певицы и, конечно же, клипы. Одни скажут, что, мол, хочет актриса выплыть (откуда?) в популярность за счет известной (кто кого известнее?) певицы или что повышает себе самооценку песнями (жизнью? всем?) о ней (да простит меня общество, но в этом мире возможно всё). Неважно, что известная актриса хочет. Важно другое - она знает о Земфире все. И у нее есть множество возможностей показать то, что она знает. Но показать не разными способами, а одним - их пресловутой в своей гениальности схемой.

Обращаясь к семантике данного слова, можно припомнить брошенные Литвиновой в интервью фразы "Она лабиринт", "Она же ранимая", "Ее не понимают те, кто находится рядом". Никто же не откажется от мысли, что чем гениальнее личность, тем больше эту личность хочется понять? "Понять, как там все устроено"?

Схема очень проста: на одной стороне то, что думает о себе сама Земфира и ее близкие (приближенные), на другой - то, какая Земфира на самом деле, как ее видит Рената (и в этом отличие мнения Литвиновой от иных мнений). Чем же отличаются эти два плана?

"Я файтер, боец. Я осознанно выбрала себе эту модель". Осознанно значит разумно, с какой-то целью. Цель - общение с обществом/прессой. Именно эту "модель" раскрывает монолог Земфиры в "Зеленом театре". Кажется, будто этого человека мало чем можно рассмешить, задеть, оскорбить - броня прочна. Но...

На сцене она совсем иная - органика ее интонаций и движений сразу бросается в глаза. Чувствуя музыку, как материю, играя в воздухе пальцами, прыгая в такт (Боже, я же в платье!), она говорит "тем силам", у которых она "важная персона", что "я на своем месте", у меня не будет теперь с вами конфликтов, дайте мне лишь время, которое все решит и все рассудит. И "те силы" дают ей все, что она хочет. Хочешь близкого человека рядом, того, кто скажет о тебе точнее, чем кто-либо? Пожалуйста.

Конечно, данная схема в "Зеленом театре" была дополнена некоторыми второстепенными планами: каждая композиция имела свою суггестию - впечатление, и съемка должна была соответствовать тому, что внушают музыку и слова. Она не должна была мешать певице, наоборот - должна была соответствовать, дополнять тут ничего не нужно, только быть "воедино". Поэтому стало бы хуже, если бы съемка была заоблачно-гениальной, эффекты - на грани фантастики. Рената как бы говорит: "Дыши с ней в такт".

Земфира - хмурая? Смотрит исподлобья? Да, только где? Представьте. Сцена ли это? Вряд ли. Наверняка, какое-нибудь светское мероприятие, где она знает пару человек от силы. И улыбка Ренате - та рядом, никогда не предаст, не бросит в толпу, в толпе.

Сцена - бубен, фейерверки, бешеные манипуляции и хаотика с улыбкой. И ни единого сомнения в правильности - этот Человек делает все то, что он должен делать: ни больше, ни меньше. Кажется, она поет не всем, не себе, не Ренате, а всему бытию.

Почему-то каждый раз смотря ее очередное интервью, хочется добавить за нее: "Дайте мне дышать музыкой. Время - не резиновое. Вы откусываете от него куски. Как жаль, что приходится тратиться на то, что мне потом может навредить. Но такова жизнь". Добавить, закрыть окно и желание слушать тех, кто раньше любил, а теперь уже "не тот коленкор". Музыка сдохла - дышите.

2 комментария:

  1. Анонимный14 июля, 2013 16:16

    Р - режиссер со своим стилем и видением мира, поэтому "Зеленый театр" - очень сложный проект, который не должен был превратиться в спор мировоззрений и борьбу личностей. Думаю, тот итог, что мы видим на пленке - результат не только режиссерской работы и работы мысли, но и работы чувства. Мне кажется, получилось очень трогательно. Не видно эгоизма в проекте - это не фильм Литвиновой, а именно фильм о Земфире. Р свое желание рассказать по-своему о З реализовала. Это сплетение талантов, а не борьба, слияние и синхронность. Поэтому и получилось так здорово. Спасибо за статью - очень многое прояснилось, а в голове завелось больше новых мыслей!

    ОтветитьУдалить
  2. отличная статья. я, к сожалению , не видела весь фильм ( надеюсь скоро посмотреть), но все отрывки, что смотрела, обожаю. это очень тонко и точно --"дышать с ней в такт."

    ОтветитьУдалить