14 ноября 2012 г.

Вопросы духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе



Существует стереотип, что духовно-нравственное воспитание неотрывно связано с религиозным. Безусловно, ключевое слово здесь - «духовность», не «душевность» (мирское, светское понятие), а другое, связанное с верой в Господа.  А нравственность? Это мораль на уровне духовности, духа. Все пути сводятся к религии, но к ней идти не стоит. Не стоит вгонять человека в страх перед Господом со школьной скамьи. Здесь я имею в виду обязательный предмет, который должны изучать на протяжении 11 классов. Почему не стоит его вводить? Потому что это регресс, деградация, авторитаризм, самодурство! Называйте это как хотите. Духовно-нравственное воспитание должно сосредотачиваться на процессе, а не на методах. За одержимостью идеей теряется суть. Да что плохого в том, что количество атеистов с каждым годом все увеличивается? Почему не предоставить человеку свободу выбора и найти те средства, с помощью которых можно повлиять на душу каждого человека: верующего, атеиста, анархиста, мизантропа Божьего?

Литература – это своего рода религия, вера в Жизнь. Это то, где хранится больше прописных истин, чем во всех богослужебных книгах вместе взятых. Это оттиск живой жизни, прежде всего, если не углубляться в эстетическую составляющую. Классике здесь отводится ведущее место, но не стоит забывать и современную литературу. Пусть она жестока, зачастую внешне лишена смысла, но ведь и бессмыслица имеет смысл. Абсурд – суть нашей жизни. Можно ли повлиять на человека, показав, что мир наш абсурден? Конечно, можно. Повлиять можно с помощью любой книги: от терминологического словаря до эпопеи. Главное, каким образом настроить человека на чтение, объяснить, зачем это будет нужно. Следовательно, не только средства (словесные), но и сам учитель (духовный наставник) играет важную роль. Как вы думаете, кого выберет школьник в учителя: священника в рясе или обычного человека, простого в общении, одежде, поведении? Конечно, второго. Разве люди, знающие жизнь не только из книг, но и из самой жизни, не могут встать перед классом и попытаться достучаться до таких разных, но все же не лишенных человеческого душ?

Литература, литература… Некоторые не любят читать, но что тут поделаешь! Тогда на помощь приходит кинематограф. Сколько существует замечательных фильмов, способных заставить человека задуматься над тем, что происходит вокруг, над своим поведением, заглянуть в тот уголок души, куда он еще не заглядывал! Задуматься, поразмыслить в тишине, излить размышления на бумагу, обсудить в дискуссии… И все без заучивания, без строгого следования плану, без дамоклова меча проверки домашнего задания, который так и собирается упасть в начале каждого урока. Предмет, если он все же будет, должен основываться на инициативе учащихся, на их совести, желании. Возможно, в старших классах стоит поручить организацию уроков определенным ученикам, чтобы они почувствовали себя значимыми. Нужно дать слово каждому, попытаться понять это слово правильно, возможно, указать человеку, что у этого «слова» есть альтернативы, посоветовать рассмотреть и их.

Не стоит уподобляться государственной власти. Душа ребенка – это не место, куда стоит бить отбойным крестом. Сама ее суть с рождения – хрустальная чаша, которую надо наполнить чистейшей водой, попытаться избежать того, чтобы эта вода стала мутной, а еще хуже, стала маслом церковным, в которое только и можно, что зажигать лампады по праздникам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий