12 апреля 2014 г.

Русская ветвь постпостмодернизма

Надеюсь, это окончательная приставка пост-.

Литературы о постпостмодернизме не так много, как хотелось бы. Точнее ее практически нет. Возможно, по той причине, что с постмодернизмом не так рентабельно бороться - он продолжает качать в литературные кошельки деньги. Я одна устала от этого? Одной мне хочется вернуться к былым, светлым ценностям, избавившись от пародии, неопределенности и псевдоинтеллектуальности? Нет, я не враг постмодернизма. Определенные произведения могу даже записать в любимые. Но его объем уже давит на горло и рушит книжные полки. С такими темпами мой крик может превратиться в манифест против иронии постмодернизма, но я ограничусь лишь одной фразой: "Мне больно смеяться, уважаемая литература. Больно - во всех смыслах". Вот почему я так ценю русскую классику: куда ни ткни пальцем, разрыв души в клочья. Потому что человек был иной. Потому что умели. Потому что гении.

Итак, литература о постпостмодернизме доступной лексикой не блещет. Из вороха ледяных слов я смогла понять, что у ППМ (будем величать его так) есть два пути развития, которые мы как раз и наблюдаем: виртуальная реальность (гиперреальность), или иная реальность, обладающая расширенными возможностями, например техническими. Иным словом, двоемирие, фантастика, мир магического реализма - как вам удобно. Второй путь именуется транссентиментализмом. Допустим, это вторая волна сентиментализма при жизни человека разумного. Не отменяем предположения, что два пути имеют возможность соединиться в широкое шоссе. Русская ветвь сентиментализма (вспомним, что не так и много его было в русском литературном наследии, все заимствовано и очень бледно, но - главное - было необходимо для развития литературы) отличается особой душевностью, которая вообще свойственна русскому менталитету и русской литературе. Русский сентиментализм - важная основа ППМ. Идеи, суть, подтекст. Какими же особенностями обладает русская ветвь мирового ППМ?

Во-первых, возвращается благоговение перед классикой. Во всех сферах: литература, философия, музыка, живопись. Одним словом, матерая материя постмодернизма заполняется живительными идеями прошлого. Это не только почет и скрытая интертекстуальность, лишенная пародии и иронии, но и переосмысление созидающим взглядом человека новой формации прежних идей и установок. Данное переосмысление не содержит негативного подтекста. Наоборот, старые идеи берутся для создания новых, и эти два рода идей стоят на одной ступени в качестве выбора - перед читателем. Автор словно говорит: "У меня есть все виды ключей, дорогой читатель. Выбирай. Я ни на чем не настаиваю".

Во-вторых, внутренняя жизнь человека берет верх над внешней. Литературу ППМ интересуют ценностные ориентиры, духовная эволюция, трансформация чувств. Такие феномены, как рождение, смерть и воскрешение. Будь то даже в качестве символа. Одним словом, коллизии человеческой души - с ясным итогом.

В-третьих, литература ППМ не занимается развлечением. Ее основная задача - путем показа духовной эволюции пробудить уснувшую от шуток постмодернизма душу читателя, пробудить застывшее на одном уровне мышление. Не убить, не воскресить - именно пробудить, заставив жить.

В-четвертых, отсутствует акцент на деталях гиперреальности, то есть она не используется только в качестве фона или двигателя действия. Это способ воздействовать на мышление и душу читателя. Гиперреальность лишь открывает новые возможности для создания той или иной идеи.

В-пятых, гениальная простота - в тренде. Сейчас мы говорим о прозе. За обилием нехудожественных деталей (у художественной детали всегда есть задача) теряется суть. Таким образом проза возвращается к архаике, древнему способу подачи информации. Простота касается лишь внешнего устройства, внутренняя наполненность может быть и зачастую является сложной. Сильная афористичность, когда в небольшом высказывании содержится целый философский трактат. То есть даже самый простой с виду текст содержит потенцию для дальнейшего размышления и переживания.

В-шестых. Что касается лиричности, то ее концентрация высока даже в прозе, поэтому часто можно наблюдать такое редкое явление в русской литературе, как стихотворение в прозе. Поэтическая проза оказывается гораздо сложнее обычной прозы, потому что еще сильнее афористичность и метафоричность. Помимо этого, стихотворение в прозе преследует глобальную цель - показать читателю красоту родного языка. Конечно, оно не пишется со специальной задачей - создание его органично. Вот поэтому так много подделок-поделок.

В-седьмых, главное орудие поэтического текста в ППМ - суггестия. В поэзии, конечно, имеют место привычные формы стихосложения, но возможно и использование более оригинальных способов. Последние не состоят в борьбе с привычной поэзией, не отличаются эпатажем. Это лишь очередной способ воздействия на уснувшую душу. У тех и других общая созидательная установка.

В-восьмых и в целом, что касается общего способа устройства в философии ППМ, то основными здесь являются эклектика и компромисс. Дабы задействовать все, что возможно, и воздействовать на человека своего рода стереозвуком, то есть со всех сторон.

Конечно, я не могу знать всего. Но чтобы проникнуться и запомнить, необходимо сначала проанализировать и расставить по местам, что я и осуществила. Вообще, феномен ППМ очень сложен, потому что включает в себя не только классические идеи, но и целую волну новых взглядов. Все зависит друг от друга, все взаимопроникаемо и сдобрено парадоксом. Но главное одно - созидание.


Автор: Леди Абсурд