14 февраля 2019 г.

Отзыв о книге М.Томас "Исповедь социопата"

"Не чувствовать бы вины
Нигде, никогда, ни с кем.
Коленей не гнуть, не ныть,
Болтаясь на волоске", -

написала я в далеком 2017-м. Пишу "далеком", потому что кажется, что сто лет прошло (и столько же меня умерло). И вот в 2019-м мне попадается книга, написанная человеком, который никогда ничего подобного не испытывал - книга М.Томас "Исповедь социопата". С первых страниц Томас заявляет, что она себя любит (больше всего в этом мире) и ныть не собирается, ведь ее основная задача - поведать миру о том, кто такой "социопат" и с чем он вас может съесть.

Было занятно читать книгу, автор которой имеет высокую самооценку - таких у нас сейчас днем с огнем не сыщешь, а в прошлом и подавно: вся русская классическая литература - это манифест унижения (автором - себя, автором - героя, героем - героя). В русском менталитете вообще ценится не очень себя любить, плеткой себя по плечам периодически хлестать, и желательно прилюдно. Любовь к себе - плохой тон. Она - для карьеристов, буржуев и атеистов. Для вырожденцев, иным словом. Какой верующий не подаст нищему и купит себе пирожное? Мама тебя не учила, что грубить старшим нехорошо? Что, попросил зарплату повысить? Да как тебя земля носит?

"Люблю себя, но странною любовью", - говорит М.Томас (псевдоним) и сразу же доказывает, за что: умная, красивая, веселая, лидер... Да вот только мелким шрифтом указано, что регулярно планирует кого-нибудь укокошить, будьте осторожны. Нет, она не маньяк, как нам бы, сериаломанам, хотелось. Обычный юрист - по образованию. На момент написания книги где-то там преподающий право. В общем, в толпе бы вы ее не нашли. Все бы ничего, но М.Томас, волею судеб, лишена эмпатии. И если бы вы встретились ей на карьерном, например, пути, она бы узнала все ваши тайны (в том числе финансовые), сдружилась бы с вашей семьей, а после, когда ей все это надоело бы, сдала бы вас с потрохами начальству и налоговой, за что получила бы долгожданное повышение и процент от суммы, которую вы скрывали от государства. И пошла бы пить латте.

Я, как человек с зашкаливающей эмпатией постоянно, хоть и пытаюсь минимизировать, чувствую вину. Поэтому книга, автору которой на всех плевать, ведь он всегда прав, вызвала у меня если не зависть, то восторг: оказывается, можно жить иначе! Можно жить, не мучась от угрызений совести! Можно послать человека, не думая, обидится он или нет! Можно заботиться только о своем благе! Это не запрещено! Почему мне все время нужны доказательства?

Но не все так просто, как я тут пишу. У автора генетическое отклонение от нормы, особое строение мозга - отсюда столь непомерная "жестокость". Томас выросла в токсичной (хотя она всячески ее оправдывает) атмосфере и, следовательно, научилась в ней выживать. Генетическая предрасположенность вкупе с условиями жизни дали известный нам результат - диагноз "социопатия", официально подтвержденный психотерапевтами.

Признаюсь честно, последние страницы дались мне тяжело. Я устала от автора. От того, что она, по сути, ничего из себя не представляет (у каждого что-нибудь с психикой ТОГО, просто в разной мере), а пишет о себе 500 страниц. И нет бы это было с юмором (его нет) и в манере "чел, мне самой ссыкотно", но все на полном серьезе: "Я совершенство, но мне тут кое-что мешает. "Социопатия" называется". Не знаю, может быть, у меня той самой эмпатии, которой Томас хватилась, стало меньше (с годами), но я не могу ее оправдать, даже после диагноза.

Все-таки полезно узнать, что есть и такие. И тот, кто срет в подъезде, начинает приобретать человеческое лицо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий