31 июля 2016 г.

Негэнтропия и синтез: роль бессознательного

Основываясь на методе структурно-осевой психологии, Евгений Синицын, исследователь природы гениальности из Новосибирска, построил свою психолого-кибернетическую модель, подразумевающую наличие в психике гения автономного психонейрофизиологического комплекса (АПК), включающего в себя постоянно расширяющиеся информационно-смысловые структуры (ИСС) разного объема и свойства. В книге "Тайна творчества гениев" Синицын пишет, что синтез смысловых структур находится в сфере инстинктов, то есть присущ каждому индивиду. Он также вскользь упоминает закон энтропии, согласно которому элементы системы накапливаются, приближая систему к хаосу. Иным словом, система стремится к смерти. Данный материал будет взят мной за основу.

Следуя закону энтропии (или инстинкту "деструдо", если брать точку зрения психоанализа), система увеличивает чисто входящих в себя элементов и тем самым стремится к самоуничтожению. Но на любую силу есть сила противоположная, поэтому система следует и другому закону - закону негэнтропии. Негэнтропия представляет собой упорядочивание приходящих с внешней стороны элементов. Так, например, из, казалось бы, разных людей нашего общества строятся общества поменьше - группы по профессиям и интересам. И так структурируется внешняя среда, попадая в нашу психику. Наибольшей способностью к упорядочиванию среды обладают дети и гениальные личности (в независимости от направления деятельности - научной или художественной). Что между гением и ребенком общего? И тот, и другой следуют инстинктам.

Все инстинкты находятся в сфере бессознательного. Неизвестно, что было бы, если бы все мы руководствовались только данным уровнем нашей психики, но, к счастью, бессознательное ограничивается сознанием. Ограничивается не сразу, а с увеличением роли общества в нашей жизни. Инстинкты подавляют такие социально обусловленные факторы, как этические нормы и шаблоны поведения. Навязываются они с детства - родителями. Вскоре ребенок понимает, что прежняя модель его поведения не приносит успеха. Желаемое он получит только тогда, когда начнет следовать требованиям.

С ростом тела у человека наблюдается и рост самоаналитической способности. Если прибавить к ней постоянный прессинг со стороны общества в виде обязанностей, возникает потребность в саморазрушении. Основная задача осознанного индивида - направить самоанализ не в деструктивное, а в конструктивное русло. Иначе велика вероятность самоубийства.

Обращение к самоанализу появляется тогда, когда человек уходит от бессознательной жизни (детства) к жизни сознательной (зрелости). Ребенок, можно сказать, "варится" в бессознательном. Он верит в чудо (читает сказки), любит всех людей и животных (если брать религиозно-космологический аспект, можно предположить, что это тот самый принцип Всеобщей Любви), одухотворяет предметы и природу (тем самым доказывая, что все в этом мире - живое) и постоянно что-то создает (в процессе игры). Бессознательная часть человеческой психики являет собой ту духовность, что объединяет национальные и индивидуальные культуры, то есть над-духовность. Это совокупность архетипов, событийных и субъектных. Событийные архетипы включают в себя всю совокупность довлеющих во взаимоотношениях законов: Спасение, Воскрешение, Предательство и т. д. Субъектные содержат участников взаимоотношений: Отец - Сын, Мать - Дочь и т. д. Человек, вырастая и участвуя в жизни, неосознанно использует архетипические модели поведения. Тем отличается индивид со средним мышлением от гениального ученого или гениального творца, что последние могут подобное поведение распознать и вычленить его из ряда иных поведенческих структур.

Евгений Синицын пишет, что гений творит исходя из глубинных иррациональных мотивов. Но что же такое "глубинный иррациональный мотив", как не архетип? Если сравнить гения и ребенка, гений - это ребенок, который может придать своему бессознательному форму. Индивидуальное бессознательное является частью коллективного бессознательного, поэтому с течением времени творчество гения становится столь популярным. Поначалу общество воздействует на гения деструктивно, стремится уничтожить его из-за инстинкта самосохранения, но после смерти творца награда все же находит своего героя.

Какова же природа негэнтропии? Чем руководствуются ребенок, жадно познающий мир, и гений, жадно этот мир создающий? Неужели в афоризме "Детство - это психическая болезнь" есть доля истины? Ведь вполне можно предположить, что и гений, и ребенок на какую-то долю безумны. И тот, и другой странно себя ведут, ни капли не стесняются и делают всегда то, что хотят. Если изображать данную особенность метафорически, в сознании образуется трещина, через которую постоянно пробивается бессознательное. Иногда трещина расширяется и человек уже не принадлежит себе: так люди окончательно сходят с ума. Самый известный пример сумасшествия гения - личность Фридриха Ницше. Таким образом, необходимо сумасшествие неполное, то есть сумасшествие умеренное.

Но стоит отметить, что имеющая в качестве одной из сторон внешнюю негэнтропия и синтез ИСС не полностью тождественны. Восприятие индивидом внешних сигналов определяется его АПК. На восприятие могут влиять как просто окружающая среда (включая информацию), так и уже синтезированная. Синтезированная среда может создать или расширить ИСС сразу, в то время как одинарный элемент среды может синтезироваться с уже имеющимся элементом ИСС и расширить ИСС уже после момента синтеза. Синтез окружающей среды происходит в моменты пикового чувства красоты (если вспомнить биографические заметки некоторых гениев, то в целом те утверждают, что открыли Замысел Божий). Негэнтропия внешняя переходит в негэнтропию внутреннюю. Образуется новая ИСС, которая будет расширяться благодаря подобным озарениям и далее. Внешняя негэнтропия больше всего присуща ребенку, в то время как и внутренняя, и внешняя - удел взрослой гениальной личности. Открытия во внешнем способствуют прогрессу в ИСС ученого или творца, а после и прогрессу всего человечества.

Некоторые из вас удивятся, но в науке тоже немало архетипического. Ведь что такое наука? Это превращение метафизических законов в физические. Казалось бы, иррациональное - в рациональное. Невидимое - в видимое. Искусство же оформляет архетипы непосредственно с помощью определяющего способа: слово, музыка, живопись, скульптура и др. Сейчас, например, современному человеку было бы трудно понять символическое искусство (в противопоставление акмеистскому), потому что символизм является чистой реализацией того или иного архетипа, без использования привычного "земного" (материального) фильтра.

Если негэнтропия (или синтез) - это инстинкт, то гений стремится, прежде всего, к целостности. Целостность - это гармоничная завершенность, ведущий критерий системы, в которой все составляющие в равной силе (не только мере) подчинены одному. В такой системе при каждом соединении стоящих рядом элементов создается локальная причина для создания еще одной ИСС. Например, в гениальном стихотворном тексте это могут быть уникальные метафоры. Гениальная метафора - это открытие. Из открытий образуется Откровение.

На рис.1. дана иллюстрация, показывающая, каким образом внешние сигналы становятся основой объекта искусства или конкретной теории. Под воздействием уникальной призмы АПК гениального индивида сигналы внешней среды синтезируются и попадают в сознание, где в виде ИСС неосознанно находят привязку к не менее конкретному архетипу, находящемуся в бессознательной сфере. Архетип, обладающий огромной выталкивающей силой, несет информацию к сознанию и рождает в ИСС (на рисунке - стрелочка вправо: упрощенный вариант) то, что могло бы быть реализовано в творческой деятельности. Так рождается продукт гениального мышления.

Работая с негэнтропией, мы изучаем процесс творения. Или созидания. Стоит подумать, является ли синтез таким же созидательным актом. Скорее всего, синтез - это не создание, а вос-создание. Опять же, если брать религиозно-космологический аспект, воссоздание мира по божественному принципу, то есть вспоминание истинного порядка вещей (не забываем, что дети все же верят в чудеса).

Таким образом, создав в результате своей деятельности гениальный продукт, гений приобщает познающего к области гениальности Q. Но если в данном случае происходит узнаваемость, значит, в области находится и познающий. Значит, что область гениальности Q является общей для всех людей. Это еще раз доказывает, что гениальное творчество имеет под собой основу в виде архетипических образов, являющихся главными составляющими над-духовности, создавшей все имеющиеся в нашем мире культуры.

2 комментария:

  1. Ответы
    1. Спасибо за комментарии. Я их все читаю. Уведомления приходят на почту. Если нужна связь: lady_absurd@inbox.ru

      Л.А.

      Удалить