19 мая 2013 г.

"Слишком" для своих лет. О Художественности.


Как же было уместно написать это перед встречей со смертью.

Есть такая разновидность жизни - жизнь в стол. Жизнь зря. Когда тратишь всю себя, заранее зная, что стараешься лишь для себя самой, что твоя жизнь найдет отклик только в зеркале: ты будешь смотреть в него, попивая чаёк, не боясь слов "не смотри в зеркало, когда пьешь - все счастье пропьешь". А есть ли оно, это счастье?

Жизнь - это тяжесть. Окружающая нас реальность дана лишь для утешения: семья, просто знакомые, дом, лавка, закатное солнце. Горе (да и горе ли?) в том, что реальность перестала быть для меня утешением. Она просто бытует. Бытует в недостаточной для меня степени. Я устала от ее бесчудесности и неполноты. Мой больной мозг стал воспринимать ее не как неразрывную массу, а как ролик, причем выбирает он из нее самые незначительные куски, детали. Так хотя бы можно справиться с наплывом того, что тебя не интересует. Интересует меня (меня ли вообще?) другое - возможности этого самого мозга, точнее реализации этих возможностей. Мой мозг - самое большое утешение в моей жизни. Мозг - это не мечты, не проза, не поэзия. Это мысли. Это логика.

В мыслях я сняла собственное кино (хотя сценарий в разработке). Не скажу, что это гениальная лента, но ее вполне можно поставить в один ряд с Балабановым (Царствие ему Небесное!) и Лунгиным. Я вижу каждую деталь, каждый эпизод. Все в голове смонтированно чуть ли не идеально. Потребовалось на это ночь и утро. Утром я подумала, что мне не захочется продолжать действие, но ошибалась - сюжет сложился сам, без моего участия. Я только в нескольких местах поменяла события. Если его на самом деле снять, получится невероятная вещь. Если все же не получится, напишу по сценарию роман - книга тоже получится достойная... После таких занятий не хочется дальше жить. Почему? Потому что понимаешь, насколько мала вероятность того, что это чудо кто-то увидит, прочитает и оценит. Потому что реальность лишена художественности, чего не лишена картина, а так хочется, чтобы художественность была не в голове художника, а в самой реальности - для каждого. Потому что мне всего 22 года, никто не хочет меня слушать, видеть и вообще ЗНАТЬ. Потому что я "слишком" для своих лет.

Мои мысли реальнее окружающей реальности.
"Самые настоящие люди - те, которых никогда не было". (с) Оскар Уайльд
"Жизнь подражает Искусству", - написал в своем трактате Уайльд. Он забыл уточнить, что подражает она только в восприятии художника, что художник не хочет видеть жизнь такой, какой она нам дана, поэтому видит ее совсем иначе: она начинает приобретать Художественность благодаря мировоззрению художника. Художественность - это изыск, с которым Господь создал Жизнь и Реальность. Никто же не поспорит с утверждением, что Господь - самый главный Творец? Художественность видит не каждый, но она есть суть всего. Художественность - это идея, сродни "приращению смысла" у слова в филологическом анализе текста. В художественном тексте каждое слово - важно, важна его структура, важны все значения, коннотации и даже ассоциации. Так и в Жизни - каждая деталь, каждый человек на пути, каждое событие - важно, и важно лишь тогда, когда человек видит в этом Художественность.
"Жизнь - это Искусство, только не каждый человек это видит в силу того, что Искусство стало слишком чистым, а Жизнь стала слишком грязной". (с) Леди Абсурд

Вывод: реальность мне не нравится, но то, как справляется с ней мозг, доставляет превеликое удовольствие.

Ты мой сочинительный союз, а я твое наречие...

2 комментария:

  1. Анонимный19 мая, 2013 16:19

    Кстати, я первый раз столкнулся с таким пониманием реальности. Это же гениально! Почему реалистические произведения художественны? Ведь они показывают только реалистичные события, никаких фантастических существ и миров. Ан нет, реальное событие получает наполненность и "приращение", значимость и символьность. Можно и на жизнь смотреть так же! И не только как на реализм. Тут и акмеизм с вниманием к вещному миру, и символизм, где за каждым явлением стоит бесконечная вереница смыслов (вот тут бы потребовалась Всеведующая книга), и романтизм с фантастикой и экзотикой.. Да что угодно. Сама жизнь - это текст, и проживающий ее человек волен наделять ее смыслами и "приращениями". А волен не наделять, тогда будет досье: родился - учился - женился. Надо помнить, что в жизни, как и в произведении, нет ничего случайного, значит - имеет смысл.

    ОтветитьУдалить
  2. Ваша жизнь--не "в стол". а для кого, по Вашему, надо стараться, кого впечатлять? только для себя--духовный и эмоциональный рост--только для себя. другим тоже перепадет. просто Вы молоды, у Вас есть "молодые" комплексы и неуверенность "в завтрашнем дне". особенно если Вы нет-нет да и сравниваетесь с другими. как с той девушкой, что, мама говорила, "замужем и с ребенком." у Вас другое предназначение. простым людям , конечно, легче найти и круг друзей, и пару. и "осесть". я знала многих, которые закончили расти лет в 16, им--только замуж и ребенка. Вы--из тех женщин, что растут всегда, до 100 лет. таких тоже знаю. не верьте в "простое женское счастье". представьте хотя бы Земфиру с простым женским счастьем, ха-ха.

    с Анонимным согласна :"Сама жизнь - это текст, и проживающий ее человек волен наделять ее смыслами и "приращениями". А волен не наделять, тогда будет досье: родился - учился - женился. Надо помнить, что в жизни, как и в произведении, нет ничего случайного, значит - имеет смысл.

    ОтветитьУдалить