ЖЕНЩИНА КАК УГРОЗА В ФЕМИНИСТСКОМ И ЖЕНСКОМ ПАТРИАРХАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ
1. ПАТРИАРХАТ
Мизогиния - это ненависть к женщинам. "Мизогиния может проявляться в форме дискриминации по признаку пола, принижения женщин, насилия над женщинами или сексуальной объективации женщин", - вещает всем известная энциклопедия, приводя далее некоторые, очень скудные, примеры из религии и философии, даже не общественной жизни. Источник укоренившейся в истории мизогинии долго искать не нужно. Конечно, это мужчины, мнившие себя центром Вселенной из тысячелетия в тысячелетие.
Но не все так просто: мужчины - угнетают, женщины - угнетаются. Есть и другая, не менее важная, сторона медали: женщины могут угнетаться женщинами. Не столько физически, как любят это делать мужчины, сколько психологически. В паблике "Подслушано Феминизм" одна женщина поделилась историей, как, переехав в провинциальный городок, она столкнулась с патриархатом во всей красе. По ее словам, мужчины там не считают женщин за людей. Но ее поразили сами женщины - те отчаянно ненавидят друг друга. Казалось бы, ненавидь того, кто тебя за человека не считает - мужчину, а ты, попавшись на удочку патриархата, пускаешь стрелы в сестер.
Что не понравилось той самой женщине? В основном, осуждающие реакции незнакомок, которые могут "картинно осмотреть с ног до головы, фыркнуть, покачать головой или скривить физиономию". "Женщины смотрят волком, того и гляди в волосы вцепятся". Стоит нанести яркий макияж, как сразу начинается осуждение и злорадство. Об оскорблениях ничего сказано не было. Просто взгляды. Женщина, написавшая пост, от негативной реакции в свой адрес теряется, смущается, что, по ее словам, "более раззадоривает тех, кто самоутверждается за чужой счет, считая, что я ощущаю их превосходство, а на самом деле я их боюсь просто".
Женское патриархальное сообщество существует. Пишу именно "сообщество", потому что здесь важен как раз аспект объединения благодаря чему-либо. Вокруг чего объединяются заложницы патриархата? Вокруг таких его законов-постулатов, как "наличие мужчины - главное благо", "каждая женщина - угроза этому благу". Давайте их немного раскроем. Не просто так бытует в народе устойчивое выражение "я за тобой как за каменной стеной". Кому ее адресуют? Конечно, мужчине. Женщина, руководствующаяся логикой патриархата, чувствует себя в безопасности только рядом с мужчиной. Оправдать ее все же можно. Расставшись с очередным парнем, она смотрит на подруг в отношениях и начинает рефлексировать: "У всех парни есть, а у меня нет. Может, я какая-то не такая? Ущербная?" Начинает смотреть в зеркало, искать условные недостатки, которые на самом деле недостатками не являются, а потом, возможно, идет исправлять их хирургическим путем. Конечно, та самая "каменная стена" рухнула, а новой-то нет. Еще и родственнички доброжелательные прибегут с криками: "Такого парня упустила! Почему за неделю нового не нашла? Нового найдешь - родишь?" В древности таких людей еще "кликушами" называли.
Но важно не только обрести "каменную стену", спасающую тебя от самоопределения и нордических ветров свободы, но и удержать ее от набега татар в лице молоденьких девушек с упругими ягодицами. Женщина, считающая, что ее единственное предназначение найти правильного (а вот сейчас смешно) мужчину, находится постоянно в сильном напряжении: "нет мужика - надо найти", "мужик есть - надо удержать". Следовательно, на другую женщину заложницы патриархата смотрят сверху вниз: "угроза или нет?" Если и есть какой-то намек на угрозу, то сразу же - в качестве защиты - включается потребность в самоутверждении: "пф, макияж шлюхи", "пф, ноги кривые", "пф, губы накачала" и пр. Это совсем не значит, что у потенциальной соперницы что-то из этого есть. Макияж просто может быть, причем неброский, ноги могут быть обычной, усредненной, формы, а губы будут полными от природы. Но женщина-судья обязана найти хоть что-то, ее внутри трясет: "Она может увести моего мужика! Может! Может! Может!" Но нашла "недостаток" (точнее, придумала) и вроде отпустило: "Нет, мой любит все настоящее. Как у меня. Искусственные губы он не потерпит".
Психолог Татьяна Антошина считает, что внутренняя мизогиния - это патриархальный инструмент конструирования разобщенности женщин. "Завеса из предрассудков и стереотипов, - пишет она, - иерархизирует женщин и вменяет некий вариант "нормы" в женском поведении, запросах, ожиданиях друг от друга и от себя, что уводит нас, женщин, от себя так далеко, как только может, разделяет нас и заставляет смотреть друг на друга через призму вечной конкуренции". Далее Татьяна охарактеризовывает осуждающее поведение женщин по отношению к другим женщинам как культивирование в себе чувства принадлежности к мужскому обществу и, как следствие, повышение собственного статуса.
Таким образом, мы наблюдаем отсутствие самоидентификации и подмену ее суррогатом - патриархальными ценностями (той самой "нормой"), авторами которых являются, конечно же, мужчины. Мужчинам очень удобно, чтобы за них боролись. Считая мужчину (и его пенис) благом, принявшие логику патриархата как единственную существующую женщины берут лук, натягивают тетиву и стреляют не только в тех, кто так же находится в заложниках, но и в себя, отнимая возможность оценивать свою личность самостоятельно, без костылей. А все ради того, чтобы побороть чувство тревожности, рождающееся из-за неудовлетворенной потребности в безопасности. Но об этом чуть позже.
2. ФЕМ-СООБЩЕСТВО
Женщина, поделившаяся историей про женскую мизогинию в провинциальном городке, советов не просила, просто спрашивала, сталкиваются ли другие женщины с подобным. Логично, что после того, как комментирующая поделится своим опытом, она даст, исходя из своего уровня эмпатии, а у всех он разный, совет, эмпирически подтвержденный. Иным словом, напишет: "У меня все наладилось. Делай, как я". Я, не так давно полюбившая себя, естественно, молчать не стала. Рассказала ЕЙ свою историю исцеления, заключающуюся в простом непростом (простите за каламбур) поднятии самооценки путем самотерапии. Я прошла этот путь (возможно, и сейчас прохожу, но это уже не ползание по отвесной скале, а так, тропинка, окруженная цветами), поэтому у меня есть знания, могущие помочь другим.
Начала я с того, что женщины, оценивающие вас на каждом углу - вам лично никто. Вы их не знаете. Как и они вас. Реальную оценку себе можете дать лично вы. И только. Далее я привела историю с персиком, который одному кажется слишком кислым, другому - слишком сладким, а третий даже дотронуться до него не может из-за "мохнатости". Третье коленце - с подачи Эрика Берна, утверждение, что фокусирование на сторонней оценке колоссально отнимает драгоценную психическую энергию, которую здоровый индивид, не невротик, тратит на самореализацию во внешний мир: пишет книгу, строит дом, находит новую, с лучшими условиями, работу и т.д.
Возможно, я должна была написать чуть больше: что я просмотрела кучу видео по психологическим проблемам, проштудировала не одну "заумную" книгу и не одно научное исследование, прослушала не один десяток лекций известных психологов. Но даже не так важна теоретическая база, как база практическая. Я самостоятельно справилась с тревожностью, с паническими атаками, вылечила депрессивное расстройство, избавилась от суицидальных мыслей и, как уже писала, полюбила себя такой, какая я есть. Сейчас вот полностью погружена в когнитивную нейробиологию. Хочется найти ключик от всего. Но ситуация раскрытия контекста вроде бы не требовала.
И знаете, какой негативный комментарий в мою сторону набрал больше всего сердец (50)? Где женщина - невротизированная благодаря, как минимум, статьям об убийствах и насильственных действиях, совершенных мужчинами - пишет, что самооценка не то, на что стоит обращать внимание, ведь его нужно обращать только на то, что за каждым углом прячется насильник. Наневротизировавшись всласть, женщина стала невротизировать (накручивать) и других женщин, сообщая, что опасность - везде. И вишенка на торте - ее утверждение, что можно обладать высокой самооценкой и одновременно ощущать опасность (иметь чувство тревоги). Человеку явно отказала логика, но мы сошлемся на исследования. Это не "типичная разборка фемок", это реальный спор, заставивший меня копнуть.
В свободном доступе я нашла работу, исследующую связь самооценки и уровня личностной тревожности в среднем возрасте. Автор - студент-выпускник кафедры общей психологии. Фамилию и университет, к сожалению, найти не удалось. Методологической основной исследования послужили психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева и теоретико-экспериментальное исследование самооценки Л.В. Бороздиной. В результате анкетирования людей по опроснику Дж.Тейлор (в модификации Т.А. Немчина, с дополнением В.Г. Норакидзе) и клинической беседы после использования методики Дембо-Рубинштейн (и корреляционного анализа по Спирмену) выяснилось следующее. Далее по тексту: "Самооценка и уровень личностной тревожности связаны между собой по таким шкалам, как: "реальное здоровье", "реальное счастье", "реальные социальные контакты", "реальная и достижимая внешность", "реальная общая оценка себя". Корреляционной анализ выявил наличие отрицательной связи, а также подтвердил выдвинутую нами гипотезу, что высокая самооценка связана с низким уровнем личностной тревожности и наоборот. Благодаря регрессионному анализу мы смогли выявить не только связь самооценки с уровнем личностной тревожности, но и их взаимосвязь, то есть существование двусторонней связи. Это доказывает нам, что не только самооценка влияет на уровень личностной тревожности, но и личностная тревожность влияет на самооценку". Невротизированной женщине я ответила, конечно, проще: "Невозможно иметь высокую самооценку и высокую тревожность вместе. Это как жара и стужа одновременно". И получила 3 лайка.
Что же такое тревожность? Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующая внутренним напряжением, дискомфортом и чувством страха. Причины могут быть разные. Опять же, внутренние (стабильное свойство личности) и внешние (ситуативные). "В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности", - пишут в психологическом словаре. Данное утверждение - не способ обидеть тех, у кого подкашиваются ноги от осуждающего взгляда. Это возможность сказать им: "Вы можете чувствовать себя лучше". Что, собственно, я и имела в виду, когда писала основанный на своем опыте совет. У тревожного человека явно ухудшается качество жизни. Он устает даже после небольшой нагрузки. Ему трудно контактировать с людьми. Трудно начать что-то новое. Он может перестать о себе заботиться (или станет заботиться о себе чрезмерно). Иным словом, тревожный человек никогда не расслабляется. Такие люди видят кошмары, скрипят зубами во сне, просыпаются с частым сердцебиением и в холодном поту. Им - страшно. Как например, страшно той женщине, видящей за каждым углом насильника, выжидающего ее. И остальным 50-ти женщинам, лайкнувшим ее комментарий. Я могу это понять, потому что шла 5 километров в два часа ночи по малознакомому городу, навигатор вел меня по каким-то дворам и кустам, а рядом пьяные мужики шастали. Шла-шла и пришла вот - к мизогинии в фем-сообществе.
Если невротизированная (напоминаю - накрученная) женщина не представляет угрозы для другой невротизированной женщины, то женщина с высокой самооценкой, да еще и рассуждающая о том, что газовый баллончик покупается больше для того, чтобы снизить уровень тревоги, а не для того, чтобы забрызгать ядовитым газом чертовы мужские морды, выступает как угроза. Вот оно. Угроза безопасности - ее и ее сообщества. Угроза авторитету. Я же не советую оторвать насильникам член (а осуждающим женщинам выцарапать глаза), я советую повысить свою самооценку, чтобы иметь другие желания, которые приведут к реализации личности. За моими словами стоит отказ от ненависти. От невратизации, дающей силы на невратизацию (я считаю это психологическим давлением) девушек, склонных к ней по разным причинам (физически пострадавших от патриархата, например).
Еще один вопрос. Откуда берутся силы? Откуда у тревожной женщины силы на то, чтобы начать оскорблять, переходя на личности? Уолтер Кеннон назвал реакцию организма на угрозу реакцией "бей или беги". Если бы у нее была возможность меня ударить, уверена, она бы сделала это - настолько ей было некомфортно от моих высказываний. Но возможности поднять руку не было - оппонентша подняла язык. Реакция "бей" не отличается логичностью. Это не работа неокортекста, благодаря которой я пишу этот текст. Сознание, опора логики, при подобной реакции не только сужается, концентрируясь на источнике опасности, но и ослабевает: "Ударить, было бы только чем!" Огромный абзац с криками - в самый раз. Вот обидят вас как-нибудь неожиданно, а вы и не знаете, как ответить (а хочется): "А ты, а ты... А у тебя волосы грязные!" Хотя начинали спорить о метапоэтике Бродского.
Чем отличается реальная тревога от невротической тревожности? Реальная тревога - это встать под единственным деревом в грозу (шансы, что в него попадает молния, достаточно велики). Помню, шла я, еще кроха, по полю из леса, был сильный ливень, и в метрах пяти от меня в поле ударила молния. От шока я застыла и очнулась только от чужих голосов - кто-то тоже шел из леса по этой тропинке. Невротическая тревожность - это тревожность, основанная на угрозах с меньшими шансами на реализацию. Боязнь сойти с ума. Страх того, что кран отлетит и тебя окатит кипятком. Страх проглотить паука во сне. Что-нибудь такое. Хотя с некоторыми все же случается - притянули к себе таки. Страх "насильника из-за угла" все женщины ставят по этой шкале на разный уровень. Та, которая не сталкивалась с сексуальным насилием от мужчин, насильника видеть во всех мужчинах не будет. Та, которая пострадала от мужчин, будет ждать от мужчин насилия и дальше (в результате психологической травмы велика тревожность - готовность к встрече и бою). Женщина, кричащая кликушей, что я, автор этого текста, ничего не знаю (интересно, почему? потому что я женщина, а женщины так много не знают?), а она, не разбирающаяся в психологии (она сама призналась) - знает жЫзнь, получила достаточное число поощрений от других участниц сообщества "Подслушано Феминизм", поэтому будет продолжать оказывать психологическое давление и на других, которых она посчитает угрозой.
Стоит отметить, что данная леди - практически глас народа, судя по лайкам - недалеко ушла от поведения заложниц патриархального строя. Навязчивая иерархизация женщин, оценивание взглядом "прожженной жизнью феминистки" - поведение, присущее как раз таки патриархату, против которого выступает феминистическое движение. "Я больше феминистка, чем ты" стоит рядом с "У него на меня встает, а на тебя нет". Это как раз та попытка самоутвердиться, в которой потом обвинили меня, дающей совет без единой капли негатива. Меня обвинили в мизогинии (19 лайков), хотя на личности я не переходила, никого не оскорбляла и выступала лишь за понижение уровня тревожности - чтобы женщина чувствовала себя комфортнее.
Итог. Двадцать одна женщина посчитала меня угрозой. Пятьдесят одна женщина согласилась с утверждением, которое противоречит результатам научного исследования. Не буду даже анализировать, как они относятся к науке - далеко зайду.
Женщина, оскорбляющая других и перманентно вопящая об угрозе, немного не поняла смысл истории "с осуждающими взглядами". Женщина, написавшая ее, спрашивала нас, женщин, сталкиваемся ли мы с ЖЕНСКОЙ мизогинией. Не с реакцией мужчин. Не с физическим или сексуальным насилием от мужчин. Мужчин в ее истории не были задействованы вообще (пару слов в начале о том, что они плохо относятся, без уточнений). Поэтому я не советовала ей купить нож или газовый баллончик. Женщина не боится насилия от мужчин (или не сказала о нем), она боится насилия (психологического) от ЖЕНЩИН. К сожалению, оно очень распространено и среди сторонниц феминизма. Выйдя, как им кажется, из-под гнета патриархата, они продолжают пользоваться его приемами - унижают других женщин (тоже сторонниц) с целью повышения собственного статуса. Я получила не кучу, но череду оскорблений от участниц фем-паблика - вот вам, рассказавшая историю, и пример мизогинии от женщин.
3. ИТОГИ
Если и брать пример с мужчин, то только в том, что у них есть "мужская солидарность" (основанная на токсичном патриархате, я это знаю, но все же "солидарность"). Почему нет выражения "женская солидарность", а "внутренняя мизогиния" - есть? Да, феминистки активно вводят термин "сестринство". Используют слово в социальных сетях, статьях. Делают с ним кружки, футболки и иной мерч. Почему оно только пиарится? Почему не реализуется? Где это самое сестринство? Ты можешь носить футболку с данной надписью, но будешь унижать такую же, как ты - уставшую от мужиков, управляющими женскими жизнями и судьбами: хочу - в кулаке зажму, хочу - в мусор выброшу. И мы ведь еще не поговорили о навязанной "гетеронормативности" - еще одном продукте патриархата.
Есть надежда, что с годами феминистическое движение будет наращивать свои силы. И, питаясь ненавистью к мужским зверствам (как вариант), таки образует это самое "сестринство", где ни одна из женщин не пострадает, а будет окружена только заботой и поддержкой. Я стала феминисткой не потому, что хочу унижать мужчин, не потому, что хочу унижать женщин (некоторые женщины, именующие себя феминистками, питают к этому страсть), а потому, что устала от обязательств, навязанных патриархальным обществом. Я захотела освободиться. Захотела, чтобы моя жизнь была только в моих руках, а не в руках шестидесятилетних мужиков, принимающих законы против женщин. И да, силы могут найтись не только в реакции на стресс, которая со временем истощает организм, но и в любви, в частности - к себе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий