21 февраля 2018 г.

Остаться в живых

Два месяца назад я еще работала в школе, но пришлось уволиться (почему - это отдельная тема). Начальство направило меня на конкурс "Педагогический дебют". Одной из ступеней конкурса было написание доклада на связанную с образованием тему. Основное требование - два листа. Я написала и получила почетное последнее место. Тридцать пятое, кажется. Сейчас вы поймете - почему.


Здоровьесберегающие технологии - особенно важная часть образовательного стандарта, ведь она напрямую касается жизни ребенка. Образование не должно делать ребенка больным, а если он все-таки болен, то не ухудшать ситуацию, а по возможности укреплять здоровье учащегося - путем двигательной активности не только на уроках физической культуры, но и на других предметах (регулярные физкульт-минутки, использование хотя бы минимального движения в процессе занятия). Вся забота - об учениках. Заботятся ли об учителе?

В соответствии с п.14 Приказа Минобрнауки РФ от 27.03.2006 года №69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и других работников образовательных учреждений», учителю в течение рабочего дня не полагается даже тридцатиминутного перерыва для приема пищи, что противоречит ст.108 Трудового кодекса РФ, гласящей, что работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания от 30 минут до 2-х часов, который в рабочее время не включается. Выбирать, питаться учителю или нет, государство поручило руководителю образовательной организации. Директора школ, как правило, в целях экономии учебного времени обеденный перерыв устанавливать отказываются, предоставляя такую альтернативу, как, например, 2 перемены по 20 минут. Учитель с радостью бы променял эту альтернативу на один перерыв в 30 минут, как это делается в колледжах и университетах. Возьмем те самые предложенные 40 минут, поделенные на 2. Начало каждых 20 минут - это задержка с классом на объяснение домашнего задания, а также подготовку к следующему уроку (стереть с доски, проветрить помещение). Остается 15 минут. Следующие 5 тратятся на свой класс, если учитель - классный руководитель. Из оставшихся 5 минут идут на поход в уборную и стояние в очереди за обедом. Хватит ли пятиминутки на неторопливое поглощение пищи, а после - возвращение в аудиторию? Это не жалоба. Это констатация факта. Голодный учитель - злой учитель. Долго голодный учитель - мертвый учитель.

Но я хочу поговорить не столько о физическом здоровье учителя (с которым все очень плохо), сколько о здоровье психическом (с ним все еще хуже). В каждом учебном заведении есть кабинет детского психолога. Но к кому пойти учителю, который на грани? Допустим, отчаявшись, он пойдет к психологу штатному, только тот имеет совершенно другую квалификацию и вряд ли поймет страдающего как специалист. А ведь можно было проверить человека еще до работы - на стрессоустойчивость, и тогда должность бы получали лишь избранные. Возможно, такая неизбирательность – результат нехватки кадров в России. Но разве мы можем подпускать к хрупким детским умам кого попало, без предметного и психологического тестирования (хотя бы)?

Сколько раз мы читали в СМИ о том, как учитель не выдержал и поднял на ученика руку? Совсем недавно полиция возбудила уголовное дело в отношении учительницы одной из школ в Рязанской области, которая ударила учебником мешавшего ей вести урок мальчика. Кто виноват в данной ситуации? Ученик - не виноват. Школа лишь корректирует поведение ребенка. Формируется оно в семье. Кто тогда? Учитель? Дома – проблемы. На обед не хватило времени. Голодная и уставшая, она зашла к штатному психологу, а тот, расплывшись в блаженной улыбке, посоветовал не беспокоиться. Так и хотелось плеснуть ему в лицо чаем! Нет, сдержалась. А вот когда ученик стал срывать урок, терпение лопнуло. Можно, конечно, посадить ее на 3 года по статье 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» или уволить, что, собственно, и сделали, только история эта будет повторяться. Повторения не будет, если государство примет меры. Варианта два. Или устроить на должность педагогического работника строгий отбор, с комиссией и тестированием. Или обеспечить уже работающего учителя должной поддержкой. Мало того, что учителей в школе не кормят (а могли бы хотя бы предложить бесплатный обед - за работу во вредных условиях), так и времени поесть на собственные деньги не дают. Отказывают в психологической поддержке. Помимо всего, взрослый психолог мог бы заниматься не только индивидуальной помощью, но и сплочением педагогического коллектива.

Учителем когда-то хотели стать. Сейчас же престиж данной профессии падает (если не упал вовсе), и все потому, что властям нет дела до условий труда. На пенсию учитель выходит с больным желудком, сорванным голосом и ишемической болезнью сердца, как минимум. Дрожащий, как осиновый лист, он заходит в поликлинику, а ему в регистратуре вместо почета: «Куда прете без очереди?!» Но это уже совсем другая история.

Комментариев нет:

Отправить комментарий