18 августа 2013 г.

О творчестве, проблемах современности и претензиях

Давно я не писала сюда личного (чуть не написала "лишнего" - эй, Фрейд!). Наверное, время пришло. И смех, и слезы... Нет, это не идиома. Это ситуация, которая сегодня произошла. Решила я прочитать маме и бабушке свой "Троллейбус". Первая зарыдала. Слава Богу, быстро успокоилась. Мама же рассмеялась, сказав: "Рассказ нашел своего читателя". Бабушка высморкалась и ответила, что стану я знаменитым писателем. Видимо, с таким уровнем эмоционального терроризма. Будет то, что будет. Спасибо, конечно, за уверенность. Совсем недавно мне твердили (не они), что я буду торговать телефонами или мыть полы.

Написание текстов - весьма интересный процесс. Что-то мелькнуло в голове - я сразу сажусь за клавиатуру/блокнот. И текст готов. Заметки лишь для некоторых идей - абсолютной спонтанности все же нет. "Троллейбус". После его прочтения я испытываю такое странное чувство, будто задыхаюсь - наступили тяжелым сапогом на грудь. Ни единого искусственного приема - все пишется и не редактируется. Быстро. На одном дыхании.

Ах да, отзывы. Их много. Спасибо тем, кто отзывается. Особенно отмечают моментальное "погружение в текст", что иногда даже надо переводить дух - выныривать, чтобы не потеряться в реальности. Выдержанность характеров героев - второе. Третье - простота (вроде те же слова, что говорят, пишут все, но не те же). Да, это, наверняка, есть. Я же отмечу оправданность. Мои тексты тем и отличаются от текстов Набокова и Ренаты (да простят они меня), что каждое слово к чему-то ведет. Я не стану захламлять описание комнаты всяким барахлом, как это делает Рената. И я не стану блистать мастерством создания таких метафор, как "елка протягивала нам синие пироги", как это делает Набоков. Хотя работы их я очень люблю. Так что если у меня появилось что-то в начале, то в конце оно обязательно выстрелит. Или, как минимум, объяснит что-нибудь. Простым русским языком.

Конечно же, авторская модальность. Как же давно я хочу написать об этом работу (или главу статьи, или новую статью). Многие тексты провальны по одной причине - автор думает только о себе, словно говорит: "Эй, читатель! Посмотри, какой я гений!" И начинаются барочные завитки, рубины на колесах... Мрак. А еще молодые авторы любят употреблять слово "слог". Слово емкое, конечно, но не к нынешним текстам его употреблять. Вот у Набокова слог, у Сартра слог, даже у Ренаты, а у трудов молодого ума... Если мне скажут "У вас хороший слог", я рассмеюсь в лицо. Проживем лет пятьдесят - вот тогда и поговорим.

В последнее время мне ну очень много раз сказали: "Вы такой добрый человек". Жаль, что я не могу ответить психологическим трактатом на десять листов. Я не добрый человек и даже не намек на него. Я обладаю всего лишь одним качеством - могу быть такой, какой хочу. Ничего сложного. Нужна темнота - почернею. Нужен свет - зажгусь. Таким и должен быть автор. Он же не пишет только про одного человека, про одну ситуацию. Он обязан знать все, быть всеми людьми на этом свете. И на том.

Проблемы современности - непонимание и разочарование. На самом деле все проще, чем кажется. Я понимаю, что понимают не все, что я пишу/говорю, но это нормально. Так и должно быть. А если человек относится к творчеству, то это просто необходимо. Так сказать, чуть ли не второе условие после таланта. Разочарование же появляется по причине того, что люди привыкли ждать. Не ждут только избранные. И правильно делают. Они знают, поэтому им незачем ждать.

Человек привык к стрессу. Именно от него исходят все проблемы. Стресс имеет причиной неуверенность в том, что будет. У неуверенности нет оснований, потому что человек сам создает свою жизнь. Не только действиями, но и мыслями. Ему лишь стоит отбросить привычку ждать и страх, впустить в себя знание и, как следствие, покой. И придет счастье, принесет с собой доброту и внутренний свет. Не за горами любовь к себе и к тому, что делаешь. Стоит только день так прожить - возвращаться на дно не захочется. Потому что хорошее притягивается к хорошему.

Тут еще были претензии, что я графоман. Да, для любовных сцен у меня мало опыта и совести. Поэтому некоторые сцены могут оказаться провальными. Как-никак я еще учусь творить, ищу себя. Количество - да, текстов стало больше. Потому что идеи жгут изнутри, молчать нет сил. Идеи оформляются в полноценные фильмы - и моя задача состоит в том, чтобы гораздо точнее их передать на бумагу, вплоть до монтажа. Так называемое "графоманство" - это невозможность молчать. Я не прогибаюсь под читателя, хотя он может трясти за воротник. Мне действительно САМОЙ нечего почитать, поэтому иногда перечитываю свои графоманские труды. САМА вижу свои "ляпы". Отвечу словами Земфиры: "Нет большего критика моих работ, чем я сама" (примерно). Успокойтесь, перфекционизм - это болезнь, и я ею больна.

Последнее. Кого-то может раздражать моя уверенность в себе и в собственных силах. Думаю, у каждого уверенного в себе человека (особенно, творческого) есть недоброжелатели. Логика жизни. Очень логичная, кстати.

1 комментарий:

  1. Теперь я поняла, чем ты лучше Набокова. У него - сделанность и искусственность. У тебя - живой текст. У него невероятный, филигранный, но неодушевленный. Как замысловатая безделушка, привезенная из дальних стран. У тебя - живое существо, способное чувствовать. От безделушки можно отломать ручку, потом ее обратно приклеить. Повредить же живое - нельзя. Ты обладаешь удивительной способностью не конструировать, но порождать систему, которая может сама функционировать и обладает волей - живет. Воля живого текста проявляется в том, что ты иногда уже после написания замечаешь некоторые вещи - само сказалось и приобрело художественность, непроизвольно (как со словом "прощайте"). Человек не может сконструировать живое существо - у него получится механизм, который жизнь будет лишь имитировать. Набоков - человек. Ты можешь сотворить живое. Как Бог.

    ОтветитьУдалить