Жизнь - это бег с барьерами,
где все барьеры - психические.
ДОСТОИНСТВА И ТАЛАНТ
Одна из глав книги Мартина Селигмана "В поисках счастья. Как получать удовольствие от жизни каждый день" посвящена достоинствам и таланту. Американский психолог нам доходчиво объясняет, чем отличается одно от другого. С первым его утверждением я соглашусь. Достоинство (доброта, сочувствие, решительность и т.д.) - действительно категория нравственная, в то время как талант (музыкальный слух, литературное чутье, способности к спорту и т.д.) никак с нравственностью не связан, ведь он представляет собой категорию генетическую. Второе же утверждение Селигмана, касающееся отношения к воле, я подвергну серьезной критике. Согласно исследованиям психолога, достоинство можно развивать бесконечно, используя волю. Талант же можно развить лишь до определенного предела, особенно волю не затрачивая. Чтобы проявить талант, много воли не надо: прочитал стихотворение - доказал, что оно бездарно; услышал звук - определил ноту. Извините, уважаемый Селигман, но это не "проявление" таланта, это его подтверждение, если быть точным. И подтверждение это - ситуативное, то есть хаотичное. Опять же, у Селигмана достоинство именно "вырабатывается", то есть тренируется путем волевых действий. Видимо, в Америке человек станет-таки добрым, если, например, пятьсот раз подаст нищему в переходе. Возможно, это отличие славянской культуры, славянского менталитета, славянского мышления, но мое понимание человеческого достоинства таково. Его не выработаешь путем чистого применения воли. Ничего не выйдет из того, что ты, каждый раз, матерясь и жалея кармана, будешь давать деньги беднякам. Одной воли недостаточно. Необходимо желание, идущее от сердца, а волевые действия без желания превращаются в насильственные. Насильно ближнего не полюбишь. Не хотите любить ближнего - займитесь другими делами. Не тратьте себя на постоянные угрызения совести христианского происхождения. Доброе дело всегда начинается с порыва, желания души помочь другой душе, после чего без каких-либо мыслительных операций совершается акт доброты (бедному даются деньги), который завершается эмоциональной, а не рациональной ("Теперь мне не хватит денег на...") оценкой, реакцией души на поступок.
Если талант проявляется, то проявляется он конкретным результатом работы - материальным выражением таланта (музыка, скульптура, стих и др.). В данном случае волевой акт направлен на преодоление/устранение барьеров, мешающих реализации творческого потенциала. Таким образом, творческая самореализация, как и в целом самореализация личности, перманентна и является установкой по умолчанию, а не вершиной пирамиды потребностей, как у Маслоу. Человек постоянно реализует себя. Высказывая претензии в автобусе, выбирая, что он будет на завтрак, покупая наиболее приглянувшиеся ботинки. Самореализация - это результат взаимодействия внутреннего мира с внешним.
ВРАГИ ТАЛАНТА
Барьеры на пути творческого потока делятся на 4 группы.
1. Триггерные (англ. "trigger" — в общем смысле, приводящий нечто в действие элемент) - нуждающиеся в "спусковом крючке". Они, в свою очередь, включают в себя 2 вида:
1.1. Интеллектуальный - недостаточное развитие конкретной информационно-смысловой структуры, необходимой для творчества. У человека нет интеллектуальной увлеченности. Мозг его не кипит. Вроде бы все в психике для написания статьи имеется, но ничто, исходящее из внешнего мира, не пробивает мембрану, не поджигает фитиль динамита. И вот человек встречает в книге утверждение, которое раздражает его до такой степени, что тот садится за написание опровержения. Так, кстати, писал Бредбери.
1.2. Духовный - отсутствие пресловутого вдохновения. Вдохновение - это сильные эмоции, сопровождающие взаимодействие с вдохновляющим явлением, предметом, человеком, будь это даже просто созерцание. Когда вдохновения нет, "пустое сердце бьется ровно".
2. Социальные предубеждения о том, что есть более талантливые. Талантливый человек с высокой самооценкой оценивает себя не благодаря сравнению с другими в этой же области, а благодаря сравнению нынешнего себя с собой же, но несколько лет назад. Хотя не спорю с тем, что знакомство с творцом, который менее талантлив, чем ты, может нехило так вдохновить. Только вот этот бездарный зараза может быть продуктивным, как станок, и, следовательно, знаменитым.
3. Психические, отчасти пересекающиеся с интеллектуальным подтипом триггерных - это пассивная психика в целом (от рождения или приобретенная в результате стресса, хотя рождение - наш самый главный стресс) и угнетенная ЦНС в силу воздействия конкретной ситуации или препарата. Чистая биология.
4. Личностные, представляющие самую обширную группу - включают в себя повышенную тревожность, низкую самооценку, наличие комплексов, чувство вины, ощущение ненужности и неважности (себя и своей деятельности). Сплошное несчастье от постоянного "зачем?" Сплошная лень, потому что ответ всегда - "незачем". Социальные предубеждения можно отнести к данной группе. Они вынесены в отдельную из-за чистоты причины (социального характера). Личностные, если вдаваться в глубокую психологию, тоже имеют социальную обусловленность, но проследить характер воздействия общества и создание того или иного барьера очень сложно. Если возможно вообще (уж слишком громко многоголосье исследователей).
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Так как же преодолеть или полностью устранить эти барьеры? Для начала необходимо поставить галочки, какие барьеры присущи вам. Если только триггерные, то отсутствие проявления вашего таланта - дело поправимое. Почаще ищите триггеры - острые ощущения. Иногда для этого можно даже с дивана не вставать. Достаточно открыть газету.
Психические барьеры снимают психотерапевты. Это серьезное поражение воли биологического характера, поэтому лучше обратиться к медикаментозной терапии (с подачи врача, конечно). Задумайтесь, если вы даже в детстве ленились ложку брать и ели руками (и тем более, если ленились есть вообще).
Социальные преграды рушатся путем обращения к гениальным мира сего. Если вы поэт, не обязательно - к поэту. Пусть это будет музыка. Или живопись. Условие обращения железное - чтобы это было именно гениальное творчество (и вы не будете тратить силы и эмоции на споры). Так вы не только духовно обогащаетесь, но и вдохновляетесь. Зависть полностью исключается.
Личностные проблемы тоже решают психотерапевты (и психологи). Эти барьеры - самые высокие на пути реализации таланта. Можно попробовать прочитать несколько книг, послушать лекции и поработать самому, но никто не дает гарантии, что через пару месяцев преграда не вернется. Есть трансцендентная психология, позитивная психология, бихевиоризм, психоанализ, регрессивный гипноз, и неизвестно, что поможет именно вам. Можно попробовать всего помаленьку, чтобы выбрать что-то свое. В любом случае узнаешь о себе много чего интересного.
Но не забывайте, что у вас должны быть хотя бы задатки таланта. Хотя если вы поднимите самооценку до должного уровня, вы не расстроитесь, если окажется, что на ухо вам наступила медведица, а после и медвежата ее потоптались. Главное - не быть героем фильма "Вики. Кристина. Барселона", который писал стихи и не никому не показывал их, потому что так он мстил миру. Очень было похоже на месть самому себе.
Чем же отличается талантливый человек от гения? Талантливый будет устранять препятствия на своем пути, а гениальный раскрасит колючую проволоку вокруг своей тюрьмы в разные цвета и превратит ее в произведение искусства. Кому, как ни нам, знать, что творчество - описание страданий. Достоевского читали все (а некоторые - даже с удовольствием).
СИЛА ТАЛАНТА
Вернемся к понятию "воля". Чтобы талант показал свою силу, его нужно развивать, то есть шлифовать. Шлифовка происходит путем если не постоянной работы, то хотя бы периодической. Каждая работа подразумевает волевой акт. Чтобы ваш талант не набил вам оскомину, действия, которые вы совершаете, не должны быть насильственными. Чтобы следовать советам, которые дает Стивен Кинг, нужно быть или графоманом не в первом поколении, или одержимым славой, ведь 10 страниц в день для тебя - пустяк... Ну, или печатным станком (кажется, о нем я уже писала).
Рассмотрим формулу, которая подведет нас к занятному размышлению, касающемуся смысла творчества вообще.
Ft = Act(o) + Act(1) + Act(1+n), где
Ft - сила таланта
Act - однократное действие воли
Act(o) - первое проявление таланта (его подтверждение)
Act(1) - следующее проявление таланта, но уже с полученным зарядом от собственной оценки и оценки реципиента(-ов)
Act(1+n) - следующее проявление таланта, где к заряду (1) прибавляется новое приращение (n) (например, навык)
У меня хороший музыкальный слух. Я впервые сочинила музыку. Показала ее общественности, которая никак не отреагировала, но сама очень довольна. Следующий волевой акт, акт написания музыки происходит с осознанием того, что окружающим безразличен мой талант, и того, что мое мнение совершенно противоположное. На следующем треке я приобретаю определенный навык, необходимый для дальнейшего развития таланта.
Мы подошли к одному из ключевых вопросов. Нужны ли те самые "реципиенты": читатели, слушатели, ценители? Если нужны, то сколько? И - будете ли вы слушать реципиентов, если мнения их разделятся?
Я знаю тех, кто нуждается в почитателях и постоянных похвалах. Знаю тех, кто слушает только близких людей. И тех, кто нуждался в многочисленных похвалах, но понял, что это путь в никуда, поэтому стал слушать только себя. Мнение реципиентов не сделают твой талант хуже или лучше, даже если ты начинающий спортсмен и совет тебе дает олимпийский чемпион. Сколько советов дал Стивен Кинг, и сколько авторов его не слушает!
Михаил Лабковский, известный российский психолог, высказывает утверждение, что талант развивать не обязательно, вы имеете право зарыть его в землю. Но давайте оставим после себя хоть что-нибудь (отметку на песке, глиняный горшок, стих, музыкальный трек), прежде чем зароют в землю - нас.
Нужны ли таланту поклонники?
ОтветитьУдалитьДля меня это то же самое, что спросить "а нужен ли пшенице посев?"
С одной стороны, она вполне способна полеживать в запечатанном сосуде целые тысячелетия, сохраняя уникальность свойств, но по сути оставаясь сухим пайком и неприкосновенным запасом.
А может упасть в благодатную почву и однажды стать хлебом насущным - и дать миру еще много новых пшениц.
Нет, я не знаю, нужны ли таланту поклонники. Но я знаю, что хочу жить. И мне нужен хлеб. Поэтому я буду вечно искать талант, который меня накормить захочет. И который скажет уверенно:
"Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед"
Потому что их черёд - и мой черёд. Мы разные стороны одной медали.