7 января 2013 г.

Классицизм

      Как известно, классицизм появился в европейской культуре, в частности в литературе, в 17 веке, в России же возник на целый век позже. Русская литература и философия всегда отставала от европейской, что, конечно, можно объяснить особым положением российской культуры, ментальности и географическим положением России. Страны Европы и их культуры всегда находились в тесном взаимодействии, но долго Россия не могла оставаться в стороне. В начале XVIII века в русскую культуру проникает направление французского происхождения. Благодаря политической направленности государственной власти на развитие в людях патриотизма и верности долгу, он крепко засел в благодатную почву и получил свое, особое развитие.
Классицизм в России имел три стадии своего существования, за исключением предпосылок и остаточных явлений. Первая стадия включает в себя творения Антиоха Кантемира, который первым написал произведения классицистического жанра (а именно сатиры, эпиграммы и другие). Вторая отличается творчеством Тредиаковского и Ломоносова. Ими была создана русская силлабо-тоническая система стихосложения и введены многие западные жанры (такие как мадригал, сонет и т. п.). Отдельно стоит выделить жанрово-стилевую реформу Ломоносова, в которой он выделил пласты русской лексики и в зависимости от сочетания слов этих пластов разграничил жанры по «штилям», а также привел стихотворные примеры к каждому из жанров. Третья стадия ознаменована творчеством Державина, который добавил в классицизм сатирический элемент и возвысил персональное начало, добавил в жанр оды свободные элементы, отказавшись во многом от принципов, предложенных Ломоносовым. В его творчестве можно усмотреть элементы сентиментализма, который чуть позже придет на смену классицизму. Державин создаёт ряд образцов лирических стихотворений, в которых философская напряженность его од сочетается с эмоциональным отношением к описываемым событиям.
Классицизм принес свои плоды: благодаря ему государство получило поддержку в воспитании человека-гражданина. Но человек в жизни не может руководствоваться только разумом, потому что у него есть еще и сердце. Поэтому в конце своего существования обществу наскучил рационализм, захотелось живых, эмоциональных произведений. Они их получили. На смену античному воину с мечом в руке прибежала девушка в белом платье, закрывающаяся от солнца кружевным зонтиком.


Комментариев нет:

Отправить комментарий