Как известно,
классицизм появился в европейской культуре, в частности в литературе, в 17
веке, в России же возник на целый век позже. Русская литература и философия
всегда отставала от европейской, что, конечно, можно объяснить особым
положением российской культуры, ментальности и географическим положением
России. Страны Европы и их культуры всегда находились в тесном взаимодействии,
но долго Россия не могла оставаться в стороне. В начале XVIII века
в русскую культуру проникает направление французского происхождения. Благодаря
политической направленности государственной власти на развитие в людях
патриотизма и верности долгу, он крепко засел в благодатную почву и получил
свое, особое развитие.
Классицизм в России
имел три стадии своего существования, за исключением предпосылок и остаточных
явлений. Первая стадия включает в себя творения Антиоха Кантемира, который первым
написал произведения классицистического жанра (а именно сатиры, эпиграммы и
другие). Вторая отличается творчеством Тредиаковского и Ломоносова. Ими была
создана русская силлабо-тоническая система стихосложения и введены многие западные
жанры (такие как мадригал, сонет и т. п.). Отдельно стоит выделить
жанрово-стилевую реформу Ломоносова, в которой он выделил пласты русской
лексики и в зависимости от сочетания слов этих пластов разграничил жанры по
«штилям», а также привел стихотворные примеры к каждому из жанров. Третья
стадия ознаменована творчеством Державина, который добавил в классицизм
сатирический элемент и возвысил персональное начало, добавил в жанр оды
свободные элементы, отказавшись во многом от принципов, предложенных Ломоносовым.
В его творчестве можно усмотреть элементы сентиментализма, который чуть позже
придет на смену классицизму. Державин создаёт ряд образцов лирических
стихотворений, в которых философская напряженность его од сочетается с
эмоциональным отношением к описываемым событиям.
Классицизм принес свои
плоды: благодаря ему государство получило поддержку в воспитании
человека-гражданина. Но человек в жизни не может руководствоваться только
разумом, потому что у него есть еще и сердце. Поэтому в конце своего существования
обществу наскучил рационализм, захотелось живых, эмоциональных произведений.
Они их получили. На смену античному воину с мечом в руке прибежала девушка в
белом платье, закрывающаяся от солнца кружевным зонтиком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий