Обещала отзыв на «Большое волшебство» Элизабет Гилберт. Вот пишу. Потому что об этой книге, я считаю, должны знать все. Не только те, кто занимаются писательством. А вообще ВСЕ люди, потому что все мы сотворены по подобию Божьему (как вариант), а значит, творим ежедневно, ежечасно, ежесекундно. Вот вы сейчас читаете этот текст и, наверное, что-нибудь такое думаете (например, «как же меня достало это морализаторство!»), а это уже, представьте себе, творчество, просто его невыраженная часть. Мыслетворчество. А если вы напишете то, что сейчас думаете, то мыслетворчество превратится в словотворчество. Словесный понос в твиттере – это тоже творчество, еще какое.
О чем же пишет Гилберт? Как бы так сообщить, чтобы не скатиться в спойлеры… Она приводит много занимательных историй из жизни (волшебных – сами поймете, почему), которые доказывают, что все происходит не просто так, а зачем-то. Что идея имеет потенцию развития (об этом я тоже писала – или до Гилберт, или вместе с ней; эффект «многочисленного открытия»). Иным словом, идея живая и мыслит. Если она поймет, что с вами каши не сваришь, она может уйти к более трудолюбивому автору (и сделать его знаменитым на весь мир). Вот поэтому так важно слушать себя. Но ничего страшного, если она собрала вещи и свалила. Есть много других классных идей, которые ждут своего воплощения. Идея как трамвай: ушла одна – придет другая.
Гилберт уговаривает человека открыться миру. Что-то все-таки делать, а не делать (и винить себя за это). Говорить, когда хочется. Танцевать, когда хочется. Петь, когда хочется. Возможно, этого в книжке и не было (дословно), а я прочла это между строк. Для полноты картины ознакомьтесь с инстаграмом этой удивительной женщины, не побоюсь этого слова, женского гуру, и посмотрите ее выступления на TED. У нее простой и вдохновляющий английский, и на русский его переводят ничуть не хуже. Мне настолько близка ее подача, ее мышление, ее «плавание по волнам на спине», что в какие-то моменты я ловила себя на том, что проваливаюсь, растворяюсь, тоже плыву – вместе с ней, мы смотрим в небо и молчим, потому что понимаем друг друга без слов.
А теперь история, как я на эту книгу вышла. Совершенно случайно. Да, я знала, что Гилберт – автор мировых бестселлеров (одного – точно). Слушала ее на TED (и даже скринила цитаты, потому что уж очень это было остроумно). Но почему-то ограничивалась только этим. Но, видимо, время пришло. Я зашла в группу подержанных вещей и стала листать фотографии, дабы найти какую-нибудь старинную вещицу и влюбиться. Попала на фото полок с книгами, где в центре, как главная воительница, стояла она – книга «Большое волшебство: творчество без страха». И решила, что это знак.⠀
⠀
Если я скажу, что вот так надо писать, так надо говорить с людьми, я совру. Если автор (или вообще – оратор) не включает в свою подачу «социальный элемент», то его это сделать не заставишь. Нужна потребность – помочь. У Гилберт эта потребность есть, но без морализаторства, чем богаты иные книги по саморазвитию. Если Тим Рат со скрупулезностью невротика пишет, что нужно есть, а что нельзя (я позволяю ему меня наставлять – как-никак у него страшное заболевание, и он действительно вынужден следить за питанием), то Элизабет Гилберт не трясет перед носом пальцем, языком не цокает, глаза не закатывает – она всего лишь напоминает, что можно расслабиться и наслаждаться каждым делом, которое ты делаешь. А если так вышло, что ты писатель, то не убиваться, не проклинать судьбу и не лезть на стену, а развлекаться. Говорить с собой и другими, веселиться, хулиганить, искать приключений и вещать о них. Никто нас никуда не гонит, хворостиной по заднице не бьет, так что можно налить себе кофе, сесть на диванчик и написать что-нибудь такое, от чего у других (и у тебя – прежде всего) заболят от смеха бока, ну или – сердце.
Комментариев нет:
Отправить комментарий