16 декабря 2012 г.

Как я породнилась с котом


Сейчас я напоминаю себе нашего кота Мишку. Когда он мешается под ногами на кухне, все на него орут и поэтому выбрасывают за дверь, а когда кот не появляется в доме хотя бы день, начинают переживать и искать во дворе.
Настал тот день, когда я осознала, что никому не нужна, кроме родителей. Подруги исчезли так же внезапно, как и появились, хотя все же иногда мерцают на горизонте, если необходима моя помощь. Друзья? Их и не было никогда. Близкие люди или не имеют на тебя времени, или думают лишь о себе, не доверяют, не открывают душу, молчат… А ведь были когда-то близкими по крови. Даже собеседники умчались в неведомую даль, забыв помахать рукой на прощание.
Не говорю, что во всем виноваты только окружающие. В чем-то я, в чем-то обстоятельства, в чем-то они. Я обещала быть верной и была верной до конца, но верности не получила в ответ. Ладно, раз. Ладно, два. Но это случалось множество раз. Даже со счета сбилась.
Когда-то я комфортно жила в одиночестве, не навязывалась обществу, но оно само предложило дружбу. Не стала отказываться. Захотелось быть такой, как все. Захотелось быть в социуме, дарить и принимать. И что в результате? Я снова привыкаю к одиночеству. Но есть и отличие от первоначального состояния. Это боль, заставляющая чувствовать ее постоянно, постоянно о ней думать, корчиться от бессилия в надежде заплакать, лежать с сухими глазами, смотреть на звезды, желая быть прежней, той, которая умела с ними разговаривать, но забыла этот язык. Светите, спрашиваете, но мне нечего вам ответить. Я живу  в другом месте, не выхожу ночью, не смотрю на вас, не слушаю ваш шепот. Иногда даже времени поднять на вас глаза и поздороваться.
Я так любила смотреть на солнце и небо, но они не греют, на дают утолить боль хотя бы на немного. Раньше я находила в них утешение. Казалось, я могу сочинять о них вечно. Казалось, будет тепло и в морозный день. Но я замерзаю…
Люди принесли в мою жизнь многое. Больше всего – боли, которая научила полагаться только на саму себя.
Смотрю на кота. Чешет лапой за ухом, млеет, сверкая белым пузом. У него есть кто-нибудь, кроме нашей семьи? Никого. Есть ли смысл ему пропадать? Возможно, есть. Возможно, он поймет, что нужен нам.

15 декабря 2012 г.

Кто прав? (х/ф "Сережа")



Я считаю, что Сережа, назвав дядю Петю дураком, был прав и не прав одновременно. Это доказывают позиции отца и матери. Отец оправдал мальчика, сказав, что Сережа назвал вещи своими именами и духовно перерос пошутившего. Мать же была категорически против, потому что считала, что дети не должны судить взрослых, что если такое будет происходить в обществе, начнется хаос.
Первая позиция – взгляд со стороны Человека, Человека, не имеющего формального возраста, зато имеющего определенный уровень духовного, нравственного развития. Можно сказать, что это либеральная позиция, позиция, присущая странам с высоким уровнем защиты прав человека.
Вторая позиция – взгляд со стороны общества, общества, которое имеет традицией считать, что если тебе мало лет, то ты не имеешь права так относиться к человеку, который взрослее и выше по статусу. Эта позиция присуща странам с диктаторской властью, которая была, как известно, в Советском Союзе. До сих пор сохраняется мнение, что если тебе мало лет, ты не можешь доказывать свою точку зрения, потому что не заслужил. А как заслужить? Подрасти? Всего лишь?
 Первый взгляд на ситуацию справедливее, потому что гость повел себя действительно как необразованный индивид. Если выражаться современным языком, то он типичный представитель такого класса людей, как «быдло». Мужчина разыграл мальчика ради смеха. После слов Сережи у него даже в уме ничего не «щелкнуло» - он продолжал смеяться как ни в чем не бывало.
Да, если ребенок скажет взрослому подобные слова, то нарушит и заветы Господа и русские традиции, рожденные отчасти «Юности честным зерцалом». Это плохо. Плохо с точки зрения закостенелого советского общества. Хотя кто-то вполне может возразить, что если бы не эти нормы, российское общество окончательно разрушилось бы.
Но все люди равны… И если ребенок воспитан, то он имеет право на собственное мнение, на право его высказать. Пока мы не осознаем это, Россия будет черпать мудрость из древнерусских книг и тем самым ползти к уровню развития общества Древней Руси, непрерывно крестясь на Свободу и Конституцию.

8 декабря 2012 г.

Панический абсурд


Что вы знаете о сумасшествии? «Шизофрения», - скажет один. «Все мы сумасшедшие», - добавит второй. Да, каждый сходит с ума по-своему, но что если задуматься над значением сумасшествия? Может ли оно приносить пользу? Не удивляйтесь. Еще как может.
Если болезнь не генетическая и не носит опасный для окружающих характер, в ней с легкостью можно найти положительную сторону. Нормальные люди сходят с ума, потому что психика не справляется с субъективной интерпретацией происходящего. Если бы этого не случилось, возможно, последствия были бы гораздо хуже. «Вы так и черное сделаете белым», - скривится скептик. Не принимайте психологию за софистику.
Мне трудно справляться с тем, что вижу. Да, среди абсурда жизни я чувствую себя, как рыба в воде, но иногда хаос накрывает без предупреждения, и я начинаю наблюдать, как перестаю являться той, кем являюсь.
Наверняка, паническую атаку испытал каждый. Литературы прочла по данной теме много, поэтому знаю, о чем буду говорить. Главная причина таких атак – стресс. В традиционных случаях это неприятное событие, но, видимо, для моей жизни это слишком банально. Скажу лишь, что на меня действует не стресс, а определенные условия действительности, которые не могу объяснить с логической точки зрения, причем это не какие-нибудь чудеса, на первый взгляд обычные случаи. Совокупность условий можно назвать одним словом – «абсурд». Допустим, время перевалило за полночь. Раздается в доме звонок. Оказывается, звонит давний знакомый, который явно не в себе, и начинает пороть полную чушь. Сначала становится страшно. Затем накрывает удушье, состояние, близкое к обмороку. Начинаешь складывать вещи по прямой, пытаешься преодолеть приступ. Очень боишься сойти с ума. Но все проходит… Не сразу, конечно. Плохо лишь тогда, когда приступ случается в общественном месте. Тогда страшно вдвойне: вдруг что-нибудь вытворишь?
Но все в этом мире эволюционирует, поэтому моя паника не стоит на месте. Теперь она не совсем паника. Это похоже на кратковременную потерю рассудка. Длится минут тридцать. После нее становится гораздо легче. Возможно, что таким образом сознание справляется с чем-то страшным. Причина паники – смешная. Всего лишь абсурд жизни. Когда ожидаешь одно, а происходит совсем другое, выбивающееся из привычных рамок.
Опишу свежий случай. Учебная пара. Доклад про Достоевского. Я среди слушающих. Все вокруг заняты своими делами: кто чем. И тут внезапно накрыло ощущение хаоса бытия, абсурдности ситуации. Стало нечем дышать. Разболелась голова. Захотелось свободы и одиночества, бросить все, уйти, забыть об учебе, сесть в углу и ковырять пальцем штукатурку. Психика стала желать одного – прыжка за границы общественных норм. Накануне перед сном впала в странное состояние: когда спишь, но все слышишь, причем даже глаза можешь открыть. Мозг абсолютно отключился. Остались лишь ощущения. Я чувствовала, что нырнула в воду и, перевернувшись лицом вверх, встретилась с темной пустотой: густой, шершавой, поглощающей. До этого сны были безумные и реальные. Проснувшись, я лежала минут пятнадцать, осознавая, что это был лишь сон. Теперь же хотелось уснуть надолго. Крепко. Без снов. Приступ после прошел. Я беззвучно хохотала, как придурок, причем без видимых причин. Казалось, что я курнула травы, но паре это было сделать сложно. Поэтому говорила, что в меня вселился филологический бес. Было жарко. Затем резко бросило в холод. После пришло то состояние, которое называю всезнанием. Словно в тебя вселяется человек иного склада характера и ума, человек, который знает абсолютно все. Душа обрела покой. Мир стал простым и предсказуемым.
Теперь я не боюсь сойти с ума. Нужно же чем-то платить за гармонию.